Почему одни компании процветают, а другие постепенно тонут? Почему одним удаётся успешно внедрять новшества, а другим никак? Почему нам иногда приходится сочинять легенды для оправдания неудач вместо того, чтобы сказать правду? Это неизбежная практика в бизнесе или существует здоровая альтернатива?
Признаемся: нас вдохновляет успех лидеров рынка, нам хотелось бы однажды оказаться на их месте. И мы полны решимости, готовы действовать навстречу успеху, а не просто говорить об этом. Если это о вас — приготовьтесь получить ценную информацию.
Считаете, что для повторения успеха чьей-то компании нужно узнать, как там построены процессы, как ведутся дела, как налажено управление персоналом и т.д. и использовать то же самое у себя?
Многие так и поступают, тем более, что успешные компании и лидеры часто открыто делятся своими историями успеха.
Повторить успех удаётся не всем
Для внедрения успешного опыта предприятия изучают новые подходы, переходят к новым принципам работы:
- практикуют создание баз знаний,
- наделяют полномочиями каждого участника команды,
- внедряют аджайл,
- автоматизируют процессы,
- уделяют внимание нетворкингу,
- создают отделы качества,
- строят карты процессов,
- осваивают реинжиниринг и многое другое.
Вряд ли кто поспорит с тем, что перечисленные подходы вполне рабочие и способны поднять компанию на новый уровень. Все это действительно работает, есть масса примеров.
Но одним компаниям это приносит успех, а другим нет. Есть огромное количество компаний, которые пробовали разные подходы и отказались от них, поскольку те не работали.
Многие признаются, что внедрение новых популярных программ для них оказывается трудным в исполнении, а то и просто нелепым, а обещанные результаты начинают казаться просто уловкой маркетинга.
Но ведь у других работает. И это правда.
Секретный ингредиент
А может нам забыли сообщить о секретном ингредиенте в рецепте? Так и есть! Об этом наш сегодняшний разговор.
Этот ингредиент — персональная ответственность. Авторы книги "Принцип Оз. Достижение результатов через персональную и организационную ответственность" Том Смит, Роджер Коннорс и Крейг Хикман уверены: все эти увлечения и популярные программы достигают своих целей только в одном случае — результаты зависят от людей, которые для их достижения принимают на себя ответственность.
Мы привыкли говорить об ответственности в отрыве от новых внедрений, но именно без ответственности ни одна программа не станет успешной, а с ней любое внедрение превысит все ожидания.
Как именно это работает и какие конкретно шаги нужно предпринять, мы прямо сейчас и разберем.
Один из успешнейших бизнесменов России, председатель совета директоров инвестиционной группы "Абсолют" Александр Светаков по этой теме сказал следующее:
"Если, несмотря на все вложенные усилия, цель не достигнута, то, оглядываясь назад, довольно легко увидеть моменты, где можно было принять немного другое решение, не пройти мимо какого-то, на первый взгляд, незначительного факта.
Я думаю, большинство руководителей и владельцев компаний многое бы отдали за умение "вовремя увидеть" и принять верное решение".
Получается, успех одних и неудача других компаний при внедрении тех или иных новшеств зависели не от самих новшеств, а от того, насколько ответственно отнеслись в той или иной компании к каждой мелочи.
Что-то до боли знакомое, не так ли? Не пройти мимо брошенного мусора, немытой чашки, не отвеченного коллеге письма, иначе все это может обернуться крупными потерями. Все это об ответственности.
Хорошие новости в том, что культуру ответственности можно прививать, взращивая таким образом в собственной компании этот важный ингредиент, ключевой для любого внедрения.
Как взрастить в организации культуру ответственности
Теперь мы знаем главное условие успешного внедрения — взять на себя ответственность.
Взять на себя ответственность
Каждому, наверное, известны ситуации, когда мы прилагаем все усилия, чтобы попасть на заветный тренинг, купить именно ту книгу, заполучить именно эту программу — что-либо, что волшебным образом решит ту или иную проблему или закроет определённую потребность. Сейчас будет открытие для многих.
Связывать свой успех с внешними обстоятельствами — значит быть жертвой обстоятельств. Взять ответственность — значит пройти свой собственный путь шаг за шагом от начала до цели. И показать пример другим.
Путь от незнания к знанию, от страха к храбрости, от полного бессилия к всемогуществу — это путь, который должен проделать каждый, помня о главных уроках достижения цели:
- Не задерживаться на пути.
- Не винить других в обстоятельствах.
- Не ждать, пока какой-нибудь волшебник все решит за нас.
- Не рассчитывать на то, что проблемы "растворятся".
В сложных экономических условиях ощутить себя жертвой обстоятельств — огромное искушение, но именно отказ от него способен сотворить чудеса, причём собственными руками и без помощи волшебников.
Признавать неудачи
Многие компании терпят неудачи по причине управленческих ошибок. Культура ответственности в компании зависит от способности руководителя взять ответственность за свои неудачи.
Современные лидеры слишком часто тратят большое количество энергии на оправдание собственных просчётов. Недостаточно ресурсов, неумелые сотрудники, происки конкурентов — все это может служить оправданием для того, кто не готов взять ответственность за свои ошибки. Этот путь неверный. Вместо этого начните двигаться в сторону успеха и начинайте искать возможности, анализируя неудачи.
Выносить уроки
Честно проанализируйте неудавшийся путь и вынесите из ошибок уроки на будущее, отвечая себе на вопросы:
- Какие факты вы сочли незначительными и проигнорировали, хотя знали об их существовании?
- Что бы вы изменили, если бы очутились снова в той же ситуации?
- Какие предупреждающие знаки встречались на вашем пути?
- Как предупредить повторение такой же ситуации?
- Осознаете ли вы, каким образом ваше поведение помешало вам получить желаемый результат?
Эти вопросы будут полезными для разбора неудачи в любой сфере, не только в бизнесе.
Избавляться от иллюзий
Культура ответственности — это культура готовности встретиться с реальностью. Большинство сотрудников организаций, столкнувшись с нежелательными фактами (плохая работа, неудовлетворительные результаты), сразу начинают действовать по принципу "о плохом говорить нельзя". Причины могут быть разными — нежелание понести наказание, боязнь расстроить руководство, халатность, неготовность встретиться с трудностями. В результате тот, кто заметил изъян, замалчивает о нем или придумывает оправдание, аргументы и логические объяснения того, почему он не должен нести ответственность.
Это явление несостоявшейся ответственности только приближает нас к положению жертвы. Подобное случается всякий раз, когда кто-либо выбирает простоту вместо трудностей, хорошее настроение ставит выше справедливости, текущую репутацию выше решения проблемы и иллюзии выше реальности.
Что будет с кораблём, в котором уже образовалась течь, но о которой все умалчивают? Превращая себя в жертву обстоятельств, мы только помогаем бизнесу ослабевать.
Где можно столкнуться с подобным? На каждом шагу, когда мы вводим в заблуждение руководителей, не сообщая им о масштабе неприятностей, когда выбираем быстрый успех вместо долгосрочного пути, немедленную выгоду вместо надёжного, но более длительного решения. Именно нежелание взять на себя ответственность и помогает все новым и новым "волшебникам" одурачивать нас все новыми и новыми иллюзиями.
Пока руководители не научатся брать на себя ответственность и не вдохновят на это коллектив, они будут продолжать увлекаться новомодными философскими системами, которые появляются каждый сезон, метаясь от одного развлечения к другому.
Развивать и поощрять ответственность
Проведите мысленную черту. Под чертой находятся все упомянутые придумывания оправданий, беспомощная позиция, обвинения обстоятельств или коллег, иллюзии и придуманные истории. Над чертой — реальность, персональная причастность, взятые на себя обязательства, поиск решений и реальные действия.
Тонкая черта разделяет успех от провала, успешные компании от среднестатистических. Под чертой — проигравшие, объясняющие причины своей жертвенной позиции, над — упорно работающие, взявшие на себя обязательства. Под чертой — позиция жертвы, над чертой — ответственность.
Чтобы избавиться от позиции жертвы и подняться над чертой, необходимо искоренять следующие проявления:
- Привычка ждать и наблюдать.
- Привычка ждать только конкретных указаний.
- Уход от ответственности: "это не моя работа".
- Игнорирование и отрицание фактов.
- Склонность указывать на других.
- Склонность сочинять легенды для прикрытия.
На каком бы уровне это ни проявлялось, от этого нужно избавляться.
А поощрять нужно следующее:
- Доступность информации, открытость, помощь в восприятии реальной ситуации.
- Ощущение собственной причастности.
- Принятие решений.
- Действия.
Мелочей нет
Не проходить мимо мелочей — важный принцип на пути к внедрению культуры ответственности. "Сначала постепенно, а потом все происходит в один миг" — так описал разорение Эрнест Хемингуэй в романе "Фиеста".
Неудача может начаться невинно и незаметно, в те моменты, когда мы теряем бдительность. Несколько лет успешных продаж — и менеджеры компании расслабляются. Мелкие признаки замедления роста — но на них не обращают внимания. Примерно так начинаются истории банкротств, казалось бы, самых крепких мировых компаний. Так, примеру, за одну ночь акции Cisco потеряли 90% стоимости.
Ступени ответственности
Быть готовым ко всему, быть Над чертой и не настраиваться на поиск виноватых — вот лучшая профилактика ошибок для успешной компании.
Для этого нужно подняться по Ступеням ответственности:
- Осознание и принятие реальной ситуации. (Наиболее трудный шаг).
- Причастность к результату и признание своей ответственности.
- Поиск решения.
- Следование принятым решениям.
Благодаря этим четырём шагам ваш здравый смысл поднимет вас Над чертой.
Чтобы не разбирать причины случившегося — разбирайте возможные исходы и готовьтесь к самым пессимистичным сценариям. Чаще играйте в пессимистичный сценарий.
Легко ли подняться над чертой
Если кому-то кажется, что одним лишь решением достаточно перейти из состояния "Под чертой" в режим персональной ответственности — то это не так. Это путь, который должна пройти каждая компания.
Рассмотрим лишь маркеры, которые будут свидетельствовать о том, где вы находитесь относительно Черты.
Вы ещё не поднялись Над чертой, если в вашей компании, да и от вас, все ещё можно услышать такие фразы:
- Если бы у нас было больше ресурсов.
- График слишком плотный.
- Сложная экономическая ситуация.
- Это не моя работа.
- Мне никто не сказал.
Все эти фразы сосредоточены на том, почему это невозможно, а не на том "что я ещё могу сделать".
Мы действительно часто становимся жертвами руководителей-манипуляторов, нечестных конкурентов, экономических бедствий, лжецов, мошенников и пр. Не все можно контролировать, не всегда мы заслуживаем того, что с нами происходит. Но пути вперёд не будет, если мы продолжим оставаться в "режиме жертвы" и обвинять обстоятельства в своём положении.
Ответственность начинается с первой же попытки контролировать ситуацию, с первым вопросом: "как я могу помочь", "что могу ещё сделать".
Ответственность — это личный выбор человека в любых обстоятельствах сохранять свою причастность к происходящему и делать все необходимое для достижения желаемых результатов.
Для компаний — это серия мероприятий, формирование корпоративной культуры с учётом принципа "Над чертой", внедрение культуры коучинга и постоянная работа. Но если этого не делать, мы уже знаем, куда это может привести.