Слово "бояться" появилось в набившей оскомину фразе, вынесенной в заголовок, неслучайно. Именно страх является основой многих иррациональных фобий и тревог, просто мы этого не осознаём.
Вообще-то, изначально страх — врождённая базовая эмоция — появился на каком-то достаточно давнем этапе эволюции не просто так, он был полезной опцией. Состояние страха сигнализирует об опасности — реальной или мнимой — и позволяет мобилизовать ресурсы, чтобы защитить свою жизнь.
Здесь хотелось бы заострить внимание на слове "мнимой". Психологи делят все страхи на три группы — биологические, социальные и экзистенциальные. В свою очередь, физиологи рассматривают два пути развития страха — быстрый и медленный. Социальные страхи развиваются по медленному пути — важную роль в их генезе играют высшие психические функции. Причины возникновения таких страхов — чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности — сконструированы интеллектуально. В силу имманентно присущих всем нам когнитивных искажений медленный нейронный путь часто работает некорректно, давая неадекватный эмоциональный ответ.
Социальные страхи чаще всего программируются родителями: вот это пресловутое "Что обо мне люди подумают!" — из детства. Опасности, о которых они сигнализируют — мнимые, а порождаемые эмоциональные состояния — неуверенности, напряжения, тревоги — существенно снижают качество жизни.
Занимаясь любым творчеством, будь то актёрское мастерство, рисование, пение или вышивание крестиком, каждому хочется заслужить похвалу окружающих. Это вполне естественное желание.
Но! Тут есть один очень важный момент: когда мы стремимся быть оригинальными, это стремление занимает столько усилий и внимания, что на само творчество ресурса не остаётся!
Стремление к оригинальности, как ни странно, скорее сковывает человека, чем раскрепощает его. Все сомнения, неуверенность, ощущение беспомощности и мысль "У меня не получается" возникает именно от стремления выделиться!
Что же делать?
Повторю свою любимую фразу: "Не надо стараться быть гениальным там, где достаточно быть просто адекватным!"
Как вы правильно понимаете надо просто быть собой! Причём, это относится ко всему, а не только к творчеству. Когда человек начинает делать что-то новое или просто что-то делать, то излишнее напряжение и требовательность к себе могут только мешать. Это не значит, что надо быть пофигистом и работать некачественно. Это значит, что имеет смысл легче относиться к происходящему.
В театре есть известный феномен — когда актёры показывают друг другу, как надо играть, это получается на порядок лучше, чем когда они играют свою роль! Дело в том, что во время показа актёр не несёт ответственность за результат, он наслаждается моментом игры.
В жизни происходит то же самое. Когда все внимание только на результате — это тормозит сам процесс действия. И наоборот, если мы включены в процесс, получаем от него удовольствие, "не стараемся", то всё получается!
Игровая импровизация освобождает от этих иррациональных страхов, раскрепощает человека, давая возможность осознать главное: "Я — хозяин своей жизни, и за всё, что я делаю, несу ответственность только перед собой".
Как перестать бояться? Действовать, невзирая на страх. Как говорят: "Лучше сделать и пожалеть один раз, чем всю жизнь жалеть о том, что не сделал". А лучше вообще не жалеть ни о чём — ни к чему отравлять себе жизнь отрицательными эмоциями.