Наши участники международного онлайн-курса "Управление в стиле коучинг. Технологии лидерства. Эффективное руководство" пересекли экватор. Первая половина курса пройдена! Впереди ещё столько открытий, дискуссий, переосмыслений, очевидного, кажущего пока невероятным!
А начинали мы с ключевых навыков лидера в условиях VUCA-мира, где каждый день слышим фразу: "Если вы не захотите проводить изменения, найдётся кто-то, кто сделает это за вас!"
Мы говорили о том, что сегодня компаниям нужно не просто развиваться, но и успевать в гонке: с конкурентами, за клиентов… Изменения должны происходить молниеносно, только тогда мы можем преуспеть в ней.
Мы обсудили компетенции, которые мы развиваем с помощью коучинга в лидерах в условиях VUCA-мира.
Участники подтвердили в ходе вебинаров, что коучинговые поддерживающие отношения, где есть доверие, принятие, поддержка плана действий — это необходимый атрибут руководителя, находящегося в VUCA-мире.
Когда мы говорили про суть коуч-менеджмента, то все согласились, что на смену инструкциям и задачам должны приходить вопросы: "Как соотносится это задание с другими поставленными задачами? С помощью каких ресурсов ты намерен достичь результата?" Коуч-руководитель выявляет, правильно ли подчинённый понимает задачу, вовлекает его в решение проблемы, намечает план действий, вдохновляет на достижение результата.
Теперь наши участники чётко знают, что коуч-руководитель должен иметь адекватное представление о степени готовности своего сотрудника к выполнению конкретной задачи в плане наличия мотивации и квалификации. И все зафиксировали в своих рабочих тетрадях: "Если лидер-коуч действительно хочет помогать другим профессионально совершенствоваться, он должен уметь задавать правильные вопросы, а не только раздавать указания".
Участники пришли к самостоятельному выводу: "Чтобы в компании начал развиваться недирективный подход, должно работать три условия: у сотрудника должно быть чувство ответственности за решение задачи, сфокусированное на ней внимание и отсутствие страха перед ошибкой". Согласны с нами?
Мы познакомились с кейсами многих компаний, которые внедрили у себя инновационную философию коучинга, рассмотрели, как близка она с Кайзен — это философия и управленческие механизмы, стимулирующие сотрудников предлагать улучшение и реализовывать их в оперативном режиме.
Обсудили в ходе дискуссий, что современный руководитель сегодня — это и наставник, и лидер, и коуч, и ментор. В чем сходство и различие этих ролей, как они работают в ситуационном лидерстве, почему необходимо учитывать уровень зрелости сотрудника и как важно не ошибиться в выбранном подходе, — на все эти вопросы участники нашли ответы на нашем курсе.
В самом начале второго вебинара один участник заявил: "SMART не работает!" Вы тоже так считаете? Конечно, не работает, если задачи по SMART ставятся в независимости от стиля руководства и подготовленности сотрудника, если не выстроены доверительные отношения. Мы показали, как нужно ставить задачи по SMART, учитывая уровень готовности сотрудника взять ответственность за результат, его зрелость для решения той или иной задачи.
С огромным вниманием участники курса отнеслись к материалу о недирективном коучинге и его связи с нейронаукой. Узнали, как работает коучинговый переключатель и что это такое — "теория триединого мозга".
А вы знаете, почему умение слушать называют "белой магией"?
Наши студенты теперь легко проведут совещание, собрание рабочей группы, стратегическую сессию с использованием "Пирамиды логических уровней", а эффективный набор вопросов под названием 5W поможет им развить в себе такую важную управленческую компетенцию, как "критическое мышление".
Использование модели Т поможет убедиться, что сотрудник правильно понял задачу, учёл все возможности/ресурсы и готов к конкретным действиям. А модель GROW они готовы применять для проведения совещаний, в командной работе.
Считается, что истинный путь настоящего лидера начинается с того момента, как только в его практике появляется такое понимание, как делегирование полномочий. А пока этого не случится, руководитель будет напоминать человека, несущего 10 чемоданов без ручек одновременно. Освоив делегирование, используя коучинговый подход, наши участники реализуют весь свой управленческий потенциал и готовы вести свои команды до желаемого результата.
Как понять, какие компетенции недостаточно хорошо развиты у вашего подчинённого и что он думает относительно своего развития? Участники освоили и попрактиковали новую технику — "Колесо компетенций". Мы обсудили субъективность этого метода, как можно этого избежать, что станет итогом такой работы.
Модель TELL-SHOW-DO очень понравилась тем, у кого преобладает наставнический стиль управления.
А что дальше? Дальше — больше! Впереди 7 правил развивающей обратной связи, её отличие от мотивационной беседы. Новые техники и инструменты: от "Шкалы" для решения задачи обратной связи до 2-х моделей коучинга при проведении мотивационных бесед.
Впереди разговор про карьеру и факторы значимости работы, про способности и врождённые таланты, про карьерный план как основу поддержания внутренней мотивации, про призвание и культуру вовлекающего лидерства. И, конечно, инструменты, чтобы сразу использовать в работе, бизнесе, жизни. В общем, про все то, без чего сегодняшнему руководителю-лидеру нельзя никак.