У меня давно сложилась поговорка по отношению активным людям. Эта поговорка продолжает известную печальную русскую поговорку: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Так вот и от интернет-издания тоже.
Современные медийные условия принуждают нас быть активными в интернет-среде. А это значит, чем бы ты ни занимался — ты журналист, поскольку издаёшь свой интернет-журнал. Мне пришлось создавать около сорока сайтов и несколько сетевых аккаунтов.
Начну с сайтов. Причём с новостных, то есть собственно журналистских. Они отличаются от торговых и рекламных сайтов постоянной сменяемостью журналистских материалов.
Но в интернет-издании есть важная особенность, которой надо пользоваться.
Дело в том, что интернет-издание является накопителем информации. Если газету посмотрел и "селёдку завернул", то в интернет-издании накапливает не выбрасывая ничего. То есть публикация 10-летей давности может работать так же как новый материал. И это благодаря связке с поисковиками.
Третья особенность инет-издания — та, которым не обладало бумажное издание, — возможность располагать и видео-записи, видеорепортажи рядом с текстами. Возможности становятся огромными.
Но каждая возможность становится проблемой. Как в мире конкуренции, — любое хорошее — очень временное преимущество, потому что на хорошее сбегается масса народу, чтобы сделать то же самое. А развитие сетей сделало всех журналистами. Но тут наступает коллапс. Конкурентное преимущество умирает на глазах. Рождается несусветная эклектика в духе "пишу и ставлю, что подскажет левая пятка моего приятеля". И информационное поле становится полем самого примитивного самовыражения, показушничества.
Поэтому сразу нужно определять задачу интернет-издания: если это интернет-журнал, то становится строгим формат, если это эклектика — то просто мусорный бак.
Мы будем говорить именно о журналистском варианте сайта и аккаунта. Здесь два требования: 1. Верность жанру 2. Работа в целевых группах. То есть медийная работа имеет две составных: публицирование на сайте и размещение в сетях с последующим обсуждением материала. Это ещё одна особенность, отличающая интернет-издание от бумажной газеты, хотя тяга к обсуждению новостей была со времён возникновения средств массовой информации.
В чем задача редактора? Она остаётся такой же, как и у газеты: формирование репутации, стандарта качества. Именно это главное. Не забываем, что для внешнего мира средства массовой информации — источник. А источник — это то, из чего воду пьют. Так вот чем чище вода, тем больше будет желающих её попить. Репутация таким образом и заключается в чистоте источника.
Есть конечно издания принципиально тенденциозные. Издания с идейной "заточкой" и тенденцией. Это сужает аудиторию, но это выбор. Ведь всегда стоит вопрос: аудитория — это в какой срок? Если вас интересует набрать читателей в один день — это одно, а если стоит задача набирать читателей 10 лет — это совсем другое. Длительность влияния другая.
В создающейся манере делать ставку на мгновенный эффект — такая медийная стратегия кажется ущербной. И возникает жажда достичь эффекта реактивностью нахрапом, натиском.
Но это есть очень грубая тенденция. Она никогда ещё не была журналистикой — то есть изданием новостей, это работало на уровне формулы "кто кого перекричит", то есть в формате прессинга. Несмотря на то, что прессинг и пресса — однокоренные слова, все-таки без новостного начала не выживешь. Долго не покричишь. В этом плане занятным было эмоциональное продвижение Грудинина в сетях и медиа. Много криков. Но как только повод закончился — все умерло. Никому уже ничего не интересно. Грудинин оказался дальше неинтересен! А ведь ради приличия можно было продолжить работу по нему, чтобы не оказалась правой другая сторона, говорящая, что Грудинин случайное лицо в политике. Ведь так и есть, оказывается! Выборы закончились — он канул в Лету. В КРПФ не вступил, НПСР забыт, — всё, всем привет. Более того, вся реактивность теперь характеризует Грудинина в самом худшем свете: авантюрная медийность — как авантюриста, который "хотел проскочить на шару". Причём не надо забывать, что все в медийности остаётся навсегда! То, что было сегодня — уже документ для завтра!
Это — новое. Массовое хранение того, что может стать компроматом, из ваших же источников (!) — совершенно новая реальность! Это надо понимать и учитывать.
Короче, редакторская политика интернет-журнала требует Стратегии. Стратегия — Целеполагания. Целеполагание — оснащения мозгами и "перьями". А в общем это, конечно, забег на длинную дистанцию, к которой надо готовиться и ей соответствовать.
Активные люди уже не избегут интернет-оснащения и сопровождения. Серьёзные люди — серьёзного оснащения, серьёзного интернет-издания.