Что же такое Коучинг? Это — наставничество и даже больше…
Иногда ещё путают понятия "тренинг" и "коучинг", но это абсолютно разные вещи.
Коучинг — это постоянное и непрерывное обучение всем бизнес-процессам в ходе работы.
Исторически сложилось, что коучами, прежде всего, становятся непосредственные руководители. Они получают себе в отдел нового сотрудника, обучают его работе, поясняют суть деятельности компании, проверяют правильность исполненных дел, в чем-то даже воспитывают и подгоняют под рамки компании.
Сейчас, во многих компаниях, пытаются вынести коучинг в отдельное направление и передать функционал специально обученным людям. Логика в этом есть. Ведь важно, чтобы коуч мог, помимо рабочих моментов, ещё и оказывать психологическую поддержку персонала, разрешать конфликты, как нейтральный арбитр, быть "диспетчером" бизнес-процессов между руководством и персоналом, между отделами и даже, иногда между персоналом и клиентами. Не все руководители отделов в состоянии исполнять весь перечисленный функционал. Очень часто коучинг принимает на себя HR отдел.
Чтобы коучинг пошёл на пользу, давайте изучим вопросы его организации. Исключим ошибки и распланируем процесс наставничества.
Для чего нужен коучинг?
- Коучинг нужен для закрепления знаний, приобретения и развития новых навыков и настроек в индивидуальном порядке или малой группой 2–4 человека.
- Коучинг помогает работать с личностью. Использовать во благо черты характера, особенности воспитания, стремления и мотивации.
- Коучинг для компании и руководства необходим для того, чтобы избегать пробелов в работе персонала, чтобы иметь постоянный контроль над профессионализмом и эффективностью персонала, одновременно предупреждая конфликты и выгорание сотрудников.
И не стоит забывать, что персоналу нужна поддержка, кто-то, с кем можно поговорить, посоветоваться, не боясь осуждений.
Кто может быть коучем?
Профессионал, которого уважают, которому доверяют, за которым пойдут в "бой".
Коуч, ещё в большей чем тренер степени, должен обладать знаниями в психологии. Так как в основном, ему придётся работать с личностью, а не обучающим материалом. Для выстраивания правильной подачи информации и рабочего обучающего материала, ему необходимо буквально видеть человеческую личность насквозь.
Пример:
Вика и Ира — новенькие сотрудницы отдела маркетинга. Им обеим предстоит ознакомится с материалом для эффективной работы на своей должности. Но предпочтения в обучении и восприятии у девушек разное.
Вика предпочитает обучаться сама. У неё визуальное восприятие материала. Ей нужны бумажные носители и ничего более. Она прочтёт несколько раз, вникая в суть. Она легко воспринимает новый материал и даже то, что не поняла, она изучит дополнительно. Эдакая "отличница".
Ира — напротив, аудиал. Предпочитает разобраться сразу и на месте, задаёт много вопросов и требует, чтобы ей все проговорили и желательно на понятном для неё языке, рисуя в воображении образы и метафоры.
Задача коуча, увидеть это в них и правильно выстроить обучение.
Что запрещено коучу?
- использовать служебное положение и полученную информацию в личных целях, например, для карьерного роста или устранения нелюбимого сотрудника;
- затрагивать личность (внешность, чувства, семью, уровень образования и тд.) своего подопечного так, чтоб это было болезненно и вообще, в принципе, заметно для него.
Пример:
Ситуация: Продавец магазина ходит на работу с неопрятной прической.
Неправильные действия коуча:
"Дарья, почему снова у тебя такая голова, ты же работаешь с людьми, а выглядишь ужасно!
(Что это такое, для женщины, когда напрямую осуждают её внешность, даже не стоит объяснять…)
Правильные действия коуча:
"Дашуль, вот смотрю на тебя и мне прям хочется собрать тебе волосы в хвост, так красиво будет. Давай прямо сейчас попробуем. Посмотри, как тебе идёт, прям другое дело, опрятно и к лицу, и клиенты тоже это оценят."
- обсуждать с третьими лицами проблемы персонала, сплетничать;
- напрямую и неприкрыто осуждать персонал и выставлять оценки;
- срываться на крик, психовать, показывать своё бессилие и слабость;
- лезть глубоко в душу, выспрашивать о личных вещах, не относящихся к работе;
- навязывать свои взгляды на мир;
- представлять себя воспитателем в детском саду с трёхлетками и пытаться управлять каждым шагом и словом подопечного;
- сравнивать сотрудников друг с другом;
- забывать, что работаешь с взрослыми и состоявшимися людьми и не учитывать их интересы.
Основные правила наставничества.
Для того, чтобы Ваше наставничество было успешным и приносило видимую пользу, необходимо учитывать ряд правил:
Коучинг должен быть:
- Постоянным и непрерывным;
- Мягким, без агрессии, без осуждений и порицаний;
- На доверительной основе;
- Организованным так, чтобы не было ощущения насильственности и навязчивости;
- Поэтапным, пошаговым;
- Распланированным и запрограммированным.
- Обучающий материал должен быть единый и утверждённый. Можно создать корпоративный обучающий класс внутри компании.
- Создать, утвердить и прописать единые по компании стандарты;
- Стандарты с сотрудниками необходимо проговаривать, делая акцент на том, для чего они нужны и какую пользу приносят;
- Не заводить себе "любимчиков". Нет плохих обучающихся, есть неправильный к ним подход.
- Собственно, искать этот правильный подход. Опираться на психотипы и мотивации, не пытаться работать со всеми по одному шаблону.
То есть, материал — единый, а способы его подачи — разные, индивидуальные для каждого сотрудника.
Контроль полученных навыков.
Для контроля качества работы сотрудников используйте классическую форму из трёх стадий:
- Превентивный контроль
(до того, как начать обучать, аналитика того, что уже имеется)
- Промежуточный контроль
(в процессе работы и обучения, регулярно)
- Итоговый контроль
(по результатам какого-либо этапа обучения и по итогам определённого периода, например, квартала)
Отличительная черта коучинга как раз в том, что контроль происходит постоянно, но не должен быть заметен для персонала.
Используя перечисленные несложные правила, Вы сможете выстроить свои систему обучения и поддержки персонала, с целью улучшения лояльности и навыков сотрудников и как результат увеличение показателей эффективности их работы в компании.
Их эффективность — это ваша прибыль!
Удачи Вам и успехов в развитии бизнеса!