Как часто мы думаем, что для достижения цели и получения желаемого стоит только захотеть, сделать первый шаг и ещё что-то в этом роде.
Задумывались ли вы над тем, что мы постоянно живём, реализуя свои цели, часто не осознавая этого процесса. А то, как мы это и зачем делаем — называется мотивом. Именно мотивы руководят нашими достижениями. Они влияют на наше поведение (в том числе). Решают, что важнее для нас.
Голодный мужчина обратит внимание не на прекрасную девушку-продавщицу, а на чебуреки и ватрушки, которые она продаёт. Если же одинокий мужчина после завтрака идёт мимо прекрасной девушки-продавщицы, то, конечно, всё внимание будет приковано к самой девушке.
Подумайте, что общего между политиком, ведущим переговоры в одном из лучших ресторанов города, и женщиной, с бигуди на голове, одной рукой, готовящей борщ, другой, заботливо разглаживающей утюгом складки на брюках?
Каждый из них преследует определённую цель. И в каждой истории есть мотив, который управляет процессом достижения цели и влияет на поведение человека в целом.
Мотив — это процесс. Цель — это результат.
День за днём мы реализуем свои маленькие цели: сходить в магазин, приготовить ужин, позвать Машу на свидание. Планируем более крупные, долгосрочные цели: устроиться на работу, выучить английский, съездить на острова, построить дом.
Формирование цели как краткосрочной, так и долгосрочной, зависит от разных жизненных ситуаций. В одном случае, мы желаем, чтобы нас любили, хвалили, а в другом, чтобы боялись.
Поэтому определять ценности, мотивы собеседника, нужно в "настоящий момент", не стоит стараться анализировать его прошлые поступки.
Определяя мотивы собеседника, мы начинаем понимать его поведение, что для него важно, и что им движет. Эти знания, в свою очередь, помогают прийти к лучшему взаимопониманию, сотрудничеству, договорённости.
Согласитесь, если к вам пришли в гости два друга, вы не предложите голодному — носовой платок, а постоянно чихающему — бутерброд.
Социальная психология выделяет пять фундаментальных мотивов поведения, которые помогают в достижении цели и которые мы можем проследить:
- Первый мотив называется "Достижение и сохранение статуса". Этот мотив можно наблюдать, когда молодой парень из неблагополучной семьи становится звездой рок-группы, стремится быть лучше, круче. Когда ученик старается заработать отличные оценки. Это и карьерный рост и вообще стремление достичь высот, стать лучше. Не только стать лучше, но и удержаться на достигнутом уровне. Поведение направлено на то, чтобы показать всем свой статус, приобрести уважение, восхищение. Отсюда одежда, машина и другие вещи будут дорогими и надёжными. Если дела дали трещину, такие люди будут стараться удержаться на плаву, всем показывая, что у них всё отлично.
- Второй мотив "Установление социальных связей". Человеку очень тяжело терять социальные контакты. Отстранение от группы, изоляция приносят почти физическую боль и страдания. Поэтому он будет стараться сохранить эти связи и создать новые.
Так же сюда можно отнести стремление завести больше полезных знакомств для того, чтобы осуществлять те планы, на которые не хватает собственных ресурсов. Например, это могут быть волонтёры, альтруисты, которые помогают нуждающимся при помощи привлечения спонсоров, сборов и т.д.
- Третий мотив "Понимание себя и других". Этот мотив нужен для улучшения качества жизни. Человек стремится получить обратную связь, спрашивает, что о нём думают другие, подмечает в себе определённые черты, стремится к развитию, улучшению личностных качеств.
- Четвёртый мотив "Защита себя и близких". Люди часто мотивированы на свою защиту. Это может быть забор, защищающий территорию. Это может быть защита своих личностных границ. Это гнев, агрессия, отстаивание своих прав, убеждений.
- Пятый мотив "Завоевание и удержание спутника жизни". Женщина, которая ищет спутника жизни или хочет его удержать, будет и вести себя соответственно. Стараться хорошо выглядеть, вкусно готовить.
Все эти мотивы могут быть взаимосвязаны. Важно подмечать: когда мы загораемся мечтой или строим планы, какой мотив движет нами. А в других подмечать, какой мотив вызвал увиденное нами поведение.