По долгу службы я работаю с разными категориями сотрудников — от линейного персонала до руководителей, собственников. И часто, когда они встречаются вместе на управленческих, командных, мотивационных тренингах возникает вопрос об их интересах. Можно даже сказать — их противоречивых интересах. Причём вопрос бывает иногда настолько острым, что без вмешательства и руководства процессом дело могло бы дойти и до ярой дискуссии.
Я люблю приводить примеры из жизни — так нагляднее и понятнее, очевиднее. Поэтому зайду "издалека".
В самолётах есть памятка (и, как правило, её ещё проговаривают) о том, что в случае чего сначала маску необходимо надеть себе, а потом уже ребёнку. Многие родители, не раз была свидетелем, удивлённо, а порой и возмущённо, разводят руками: "Как же так?" Все просто: не факт, что после того, как надели маску ребёнку, будет время надеть маску себе. А без взрослого дитё не выживет. Так что надевание маски в первую очередь ребёнку повышает вероятность неблагополучного исхода для 2 человек — родителя и малыша. В то время, как надевание маски себе, повышает вероятность положительного исхода для данных двух лиц.
Какое же отношение это имеет к началу статьи? Непосредственное! Многие сотрудники компаний, независимо от их размера, просят, требуют, чтоб вначале надели маску им — хорошие рабочие места, масса всяческих офисных расходных фенечек и безделушек (без которых якобы не поработать), социальный пакет, фирменный пакет, обучение, зарплата, премии, бонусы, материальная и нематериальная мотивация. Все это объясняется тем, что если не позаботиться о сотруднике, то, увы, — компания развалится. "Но так ли это? На самом деле?" — возникают вопросы у некоторых руководителей и они бросаются в бой с иной точкой зрения.
Суть вопроса такова, что если в приоритет возвести благополучие сотрудников, то компания действительно развалится. И достаточно быстро. У меня перед глазами целый ряд бизнесов, которые идут в этом направлении или уже прошли такой путь. Причины этого кроются в неверной расстановке приоритетов. Это ни в коем!!! случае не означает, что заботиться о сотрудниках не нужно. Нужно! Но сначала, как в самолёте — нужно позаботиться о компании, о бизнесе! На первом месте должно быть благополучие компании.
Это звучит для многих странно, особенно для наёмных сотрудников и особенно тех, кто не занимает руководящие посты. Но это разумно и стратегично. Для того, чтоб компания могла достойно заботиться о своих сотрудниках, у неё для этого должны быть ресурсы, возможности. Их нужно создать! Нужно внести в это вклад. Это поддерживать и развивать.
Для того, чтоб был вкусный ужин, его как минимум нужно приготовить, а как максимум закупить продукты, достать соответствующую посуду, накрыть на стол. Если же мы забываем про покупку ингредиентов и правила приготовления, сервировки, то ужин возможно и получится. Но насколько вкусным?
Данный подход и понимание его руководителями и собственниками компании, донесение его до сотрудников, позволяет увидеть истинную лояльность коллектива и отдельных его представителей к работодателю, компании. Или её начать формировать.
Но это накладывает на руководство компании и ответственность — после того, как надета маска себе, надеть её ребёнку. Иначе его можно потерять. Что иногда и происходит, когда из компании уходят талантливые, способные люди, осознавшие что здесь идёт игра в "одни ворота".
Причём это справедливо для любого этапа жизненного цикла компании.