Не так давно я провела тренинг по "Ситуативному менеджменту", один из моих любимых тренингов. 13 руководителей два дня учились руководить, делились своими опасениями, ошибками, достижениями и надеждами на будущее.
Каждый из нас за эти два дня учился друг у друга, подслушивая как не нужно, искренне удивляясь тому, как оказывается нужно и почему. 2 дня = 14 человек вместе с тренером = 14 картин управления и 14 характеров.
Сколько из этого количества имеют в "анамнезе" одни и те же ошибки управления людьми? Могу уверенно сказать, что все. Сколько из нас имеют один и тот же стиль руководства? Ни одного. Все мы разные, у каждого есть свои сильные стороны, свои "фишки", свои рычаги управления и свои тактические приемы.
Не зря говорят — ошибаются все одинаково, а умнеют по-разному. Тренинги дают возможность отлично, без иллюзий и надежд, увидеть анатомию управления изнутри. Как для тренера, так и для участников.
И если бы в институте управления компаниями был обязательным курс " Ситуационного менеджмента", то уверена — большинства ошибок в управлении персонала можно было бы избежать.
У меня за 15 лет работы в найме было достаточное количество руководителей для того, чтоб выборка стала репрезентативной, объективной для дальнейшего анализа. И вот что я могу отметить — хорошие руководители имеют в арсенале разные достоинства и недостатки, но у каждого из них есть общее — это любознательность и открытость новым знаниям.
У тех моих руководителей, кого я уважала и уважаю по сей день, с кем поддерживаю отношения и с кем советуюсь по различным вопросам — у них классический "джентельменский набор" качеств и особенностей:
- Высокий интеллект.
- Увлечения и хобби.
- Лидерские качества на уровне "подсознательного доверия" к ним.
- Умение и желание найти выход в любой ситуации, и не 2, как принято — а ещё минимум один к этому.
- Готовность выслушать, слышать и слушать собеседников-не только руководителей, партнёров, но и подчинённых.
- Умение в сложных стрессовых ситуациях отстраниться от эмоций и вести конструктивный диалог, построенный на фактах и цифрах.
- И последнее — хороший руководитель, как и хороший врач, не боится выразить сомнение и признать свою неуверенность в ситуации. Отличие хорошего от плохого в том, что плохой сомневается, но виду не подаёт, а хороший — сомневается, признает сомнение и сразу же предлагает несколько вариантов решения ситуации, в зависимости от дальнейшего развития её.
- И самое последнее — хороший руководитель был хорошим подчинённым. Потому, что умение управлять имеет под собой умение подчиняться, что в переводе на язык HR означает — управляемость, ассертивность и здоровые амбиции.
Безусловно, это мой опыт и моё видение, синтезированные на имеющемся опыте подчинения, руководства и конечно же, опыт тренера помогли мне на 360 градусов нарисовать картинку "Идеального руководителя". Повторюсь — мою картинку.
Не зря, на собеседованиях кандидатам любого уровня задают вопрос: "А какой руководитель для Вас — хороший руководитель?", ответ на этот вопрос является 100% трафаретом восприятия себя в этой должности. Если я ценю в руководителях умение учить — значит и я этому буду уделять внимание.
Видимое — вижу, услышанное-смогу произнести, приобретённое — смогу передать дальше.
И да, на мой взгляд, желание учиться и развиваться — это неотъемлемая составляющая руководителя, будущего, или настоящего.