11 ноября 2015 во Владивостоке стартует Приморская неделя малого бизнеса. Одно из мероприятий недели — тренинг, посвящённый анализу проблем и принятию решений. Его проведёт известный бизнес-коуч Александр Боцура. Что будет в программе тренинга, почему компаниям важно принимать стратегически верные решения и с чем руководителям может помочь коуч, бизнес-тренер рассказал "Приморской газете".
— Насколько проблема нехватки квалифицированных кадров сегодня актуальна для приморского бизнеса?
— Нехватка квалифицированных кадров ощущалась руководителями во все времена, тем более сегодня, когда экономика находится в зоне турбулентности: у многих компаний падают продажи, происходит отток клиентов и уменьшается прибыль. Именно сейчас, когда выживаемость компаний зависит от скорости и эффективности принимаемых решений, наиболее заметны проблемы с квалифицированными кадрами, особенно среди руководящего состава компаний. Стратегии "победы", принимаемые многими компаниями в нынешних условиях и ориентированные на серьёзный результат, всегда связаны с большими рисками и это требует определённо высокого уровня компетентности от руководителей компаний. Ошибки, допускаемые на стратегическом уровне, подчас дорого обходятся компаниям, они просто исчезают.
— Едва ли каждый руководитель способен, во-первых, найти эффективного для определённых обязанностей человека, и во-вторых, раскрыть его потенциал. Существуют ли универсальные советы по подбору людей и повышению их эффективности?
— В крае есть кадровые агентства, которые выполнят работу по набору персонала профессионально. Однако бывают ситуации, когда руководители вынуждены сами заниматься набором нужных специалистов. В этом случае, прежде всего, необходимо сформулировать критерии, которым должен отвечать сотрудник и составить карту его компетенций. Важно учитывать и личностные характеристики, которые помогут новому сотруднику интегрироваться в команду и эффективно выполнять свои функции.
Помните, что влиять на личность, добиваться нужной модели поведения всегда сложнее, чем развить необходимые компетенции. Поэтому не игнорируйте собственную интуицию. Задавайте самые разные вопросы во время интервью, наблюдайте за реакцией человека, и вы получите ценную информацию.
— Насколько часто собственникам бизнеса или топ-менеджерам компаний требуется помощь опытного коучера?
— Есть много примеров такого удачного сотрудничества, мне бы не хотелось называть конкретных людей, по большей части, это руководители московских компаний. Хотя у меня есть опыт проведения коучинга во Владивостоке.
Сигнал, побуждающий руководителя пригласить коучера для собственного развития — это ощущение назревшей проблемы. Коучинг категорически неприемлем в случае, если человек не осознает наличие у него проблемы, если он не настроен на развитие.
Вообще, сегодня, наверное, уже нет человека, который бы не слышал слова "коучинг". Напомню, что речь идёт о структурированной встрече для развития профессиональных компетенций. Предметом обсуждения становятся проблемы, возникающие у сотрудников в процессе профессиональной деятельности.
Поскольку эффективность работы зависит в том числе от уровня компетентности человека, задача коучера — помочь специалисту осознать причины возникновения проблем. Определить навыки, которые нуждаются в развитии. Таким образом, первая часть структурированной встречи на коучинге — это диагностика. Как только причины определены, коучер переходит ко второй части — планированию действий.
— Что в итоге может получить руководитель от совместной работы с коучером?
— Это лучший инструмент для развития компетенций специалиста. Любая встреча заканчивается конкретным планом действий. Также хороший коучинг имеет и заметно выраженный психотерапевтический эффект.
При этом за результат ответственны оба человека: и коучер, и руководитель. Если оба прилагают достаточно усилий и готовы заниматься развитием столько, сколько необходимо, результат будет отличным.
В то же время коучинг — это не наставничество, именно поэтому мы используем для обозначения этого инструмента иностранное слово.
— Завтра во Владивостоке стартует так называемая неделя малого бизнеса, в рамках которой вы проведёте тренинг. О чем будете рассказывать бизнесменам?
— Тема завтрашнего мероприятия — "Анализ проблем и принятие решений". Это алгоритм, который важно эффективно использовать при принятии решений в сегодняшней, для многих руководителей компаний непростой ситуации. Я бы не называл наше мероприятие тренингом. На тренинге участники изучают и обретают опыт применения конкретных навыков. Для этого нужно больше времени и небольшое количество участников.
Завтрашнее мероприятие я бы назвал лабораторией, в которой мы вместе с участниками, на конкретных примерах, исследуем особенности в применении алгоритма анализа проблем и принятия решений. Мы ограничены 4 часами и, надеемся, к нам придут все, кому это будет интересно.
— В чем цель проведения таких мероприятий, как неделя малого бизнеса? Какого эффекта надеются достичь организаторы?
— Цель проведения, с одной стороны, — дать возможность участникам познакомиться с новыми и интересными знаниями, нужными для развития бизнеса, почувствовать себя частью большого глобального предпринимательского сообщества, стать сопричастными к событию мирового масштаба. С другой стороны, познакомиться друг с другом, завязать полезные связи и знакомства.
— Чем будет интересна эта "неделя"?
— Эта неделя интересна разноплановостью — мы постарались собрать разные форматы обучающих мероприятий для предпринимателей — турнир по управленческой борьбе с использованием технологий В. Тарасова, открытая консалтинговая сессия, мастер-классы, которые дадут специальные гости недели.
В рамках недели стартует важный для Приморья проект — общефедеральная акселерационная программа для социальных предпринимателей "Социальные инновации". Мы постараемся сделать интересной и в чем-то необычной выставку "Город малого бизнеса" — на этой площадке мы хотим собрать ещё не раскрученные бизнесы, такие как например, выращивание микрозелени, или новый подход к созданию мебели по технологии мебельный конструктор. Участники смогут напрямую познакомиться и пообщаться со спикерами и хедлайнерами этой недели в неформальной обстановке — мы проведём совместный бизнес-бранч.