Ненависть к бизнес-тренерам и обращение учителей к президенту.
Что происходит в образовании в России?
Как бизнес-тренер, коуч, консультант я сталкиваюсь с разным отношением. Кто-то с интересом учится, а кто-то раздражён и ненавидит, потом что путает бизнес-тренеров с инфобизнесменами и а-ля Блиновской, кто-то предлагает запретить и не только.
А кто — то, например, журналисты СПАС-ТВ (познакомилась с каналом из-за проекта закона о запрете эзотериков) и вовсе поставили коучей и бизнес-тренеров в один ряд с бездельниками, шарлатанами, упомянув при этом Геббельса.
При этом они забыли упомянуть, что в любой деятельности есть профессионалы и не профессионалы.
Так что же происходит в системе образования в России?
Как связаны учителя и бизнес-тренеры?
Начну с обращения учителей к президенту России, которое вышло в свет 21 апреля 2025 года.
Прочитайте его внимательно. Вот в каких условиях работают учителя.
И, кстати, цифры про доход — верные. Легко проявить, зайдя на HH.
Да, есть, конечно, толковые ученики, медалисты и победителей Олимпиад. Но за всем этим стоит труд на износ учителей, плотное участие родителей, репетиторов. А ещё есть огромная масса ребят, которые тоже способные, но им нужно внимания и условий больше.
Все они идут в вузы. Вузы — дают фундамент, за что им огромное спасибо. Фундамент очень нужен. Однако, вчерашний выпускник оказываясь на предприятии практически не готов к требованиям современных предприятий. И вот возникает потребность в реальных бизнес — тренерах, которые закрывают потребности предприятия и решают массу разнообразных задач, в том числе ещё и дорабатывают то, что не дали в школе, не дали в колледже, не дали в вузе.
Есть компании, которые создают свои университеты и школы, поддерживают колледжи и вузы, создавая свои программы для подготовки в том числе сотрудников производства.
В школах есть нехватка учителей. Не знаю, что произошло в течении этого учебного года, но от многих учителей я слышу, что они дорабатывают этот год и уходят. Это при том что уже сейчас нехватка учителей минимум 35%, а скорей всего ещё больше, так как на нехватку некоторых учителей уже давно забили. А уж какие чудеса бывают по совмещению учителями предметов… И если учитель рисования может попробовать вести географию и может даже это у него получится, то физику ему будет вести сложнее.
При этом как-то изучала статистику по возрасту — учителей в школах от 50 лет — 49%, а в возрасте до 30 лет — 2%. Старение кадров очевидно. В школе работают учителя в возрасте 60, 65 и даже 70 а куда деваться, директора выдёргивают и их с заслуженной пенсии (которая, кстати, своими размерами не радует). При этом поведение учеников часто отставляет желать лучшего, так как очень многие родители не прививают уважения к учителю (они же сами и потом их дети так же относятся к преподавателям в вузе и бизнес — тренерам).
К чему все это. Что те, кто обесценивает профессию бизнес — тренера, не понимают, что происходит в целом системе образования и не понимают, что с учётом текущего положения дел (школы и вузы) бизнес — тренеры в России нужны будет ещё ближайшие 20 лет. Конечно, хорошо бы, чтоб все из них были профессионалами.
И если кто-то думает, что можно решить вопрос созданием дистанционки с 1 класса то увы. Мы получим проблем ещё больше.
Предприятия задыхаются от нехватки кадров и профкадров. И реальные профессиональные коучи и бизнес — тренеры решают эти вопросы, так как вузы не успевают за переменами и дают фундаментальную базу студентам, но все остальное (под современные технологии) необходимо докручивать предприятиям. Так что без этих специалистов (речь о профи) проблемы в образовании, которые и без этого острые, станут ещё острее (а куда ж ещё острее-то).
Другая проблема — очень много школьников и студентов, которые не хотят учиться, у них нет ценности реальных знаний. Учителя об этом говорят и далеко не всегда могут решить эту проблему. Они работают на 2–2,5 ставки. Их не хватает! Эти дети кое-как закончат школу, кое-как закончат колледж или вуз. Диплом у них может быть и хороший, но знаний по факту ни каких (купили курсовые и дипломные). Таких людей огромное количество уже сейчас и их число растёт среди школьников (в том числе подкрепляется позицией родителей — зачем учиться)… И они через 5–10 придёт на работу… Какими? В стране уже сейчас многие предприятия не могут обеспечить решение инфраструктурных задач с таким уровнем кадров.
Поэтому если убрать профессиональных коучей и бизнес — тренеров (а именно их — тоже дефицит), то через 10 лет мы получим весьма и весьма отстающую страну. О чем опять же учителя в своём обращении сказали.
В системе образования (начиная с детского садов) на всех этапах системный кризис. И чтоб его преодолеть необходимо, что в обществе, в различных его слоях и на всех уровнях поменялось образование в целом. Должно прийти понимание, что знания не только залог личного будущего, но и страны. Все те, кто обучает — воспитатели, учителя, преподаватели, бизнес — тренеры (и да те самые коучи) работают на это личное и общее будущее — школьников, студентов, сотрудников, руководителей. И начать нужно с малого и одновременно большого — с уважения. Потому что именно за ним подтянутся и все необходимые мероприятия, действия от самих учащихся, родителей, работодателей и власти.
В этом контексте хочется вспомнить В.И.Ленина с его девизом: "Учиться, учиться и учиться". Перед революцией в стране было 30% грамотного населения, не образованного — это разные вещи. А уже к концу 40-ых, к 50-ым была ядерная бомба, в в начале 60-ых СССР блистало в космосе (как пример). Вот она роль и сила самого образования и среды, в которой образование уважают и ценят.