Учащиеся 9–10 классов оказываются перед выбором своего карьерного пути.
Иногда они совсем не понимают, кем хотят стать. А иногда столько сразу направлений их привлекает, что они не знают как выбрать.
В это время они чувствуют очень сильное давление со стороны школы и родителей, которые требуют, чтобы они поскорее определились со специальностью.
Ситуация осложняется сокращением бюджетных мест в учебных заведениях и высокой стоимостью образования.
Часто родители занимают активную позицию и начинают интересоваться, как же помочь определиться с выбором.
Для этого есть разные методы: тестирование при учебных заведениях, консультации психологов, коучей и специалистов по карьерному самоопределению, настольные игры, помогающие определиться с будущей профессией, курсы и тренинги, которые учат подростков делать выбор, профориентационные встречи, где специалисты разных профессий рассказывают о своей работе.
О чём мечтают родители, когда задумываются о будущем своих детей? Чтобы дело, которым занимается их ребёнок приносило ему радость и было в удовольствие и в то же время обеспечило ему хороший доход в будущем. Появляется ещё один критерий выбора специальности — востребованность данной профессии через 10–20 лет.
Некоторых специалистов беспокоит, когда подросткам, в результате тестирования и консультации предлагаются какие-то конкретные варианты специальностей. Дети, подверженные чужому влиянию могут "не услышать" своих собственных желаний в таком случае.
Сейчас, когда фокус внимания сместился на престижность и "доходность" профессии, бывает такое, что естественное стремление подростка к чему-то, что, по мнению родителей или учителей, не сможет обеспечивать ему доход, полностью подавляется или игнорируется.
Родители, заблуждаются, думая, что счастье придёт из-за какого-то идеального соответствия между ребёнком и конкретной специальностью.
Некоторые подростки действительно находят своё увлечение или любимое дело очень рано. Но когда мы, как родители, "давим" делая уклон в сторону материального, в итоге мы получаем сначала несчастных подростков, а потом несчастных взрослых.
Когда вы, как родители, задумываетесь о будущем своего ребёнка, до обращения к специалистам, начните просто разговаривать со своим школьником. Что они любят делать? Чем увлекаются? О чём мечтают?
Предоставьте им информацию для размышлений. Театр, музей, выставки, конференции. Пусть пообщаются с вашими друзьями разных профессий, зададут вопросы, узнают о плюсах и подводных камнях.
Дети часто задают вопросы, для чего я изучаю то и это в школе? Как мне это пригодиться в моей жизни? Как я могу это использовать? Рассказывайте им. О разных областях знаний, о том, в каких специальностях эти знания пригождаются, рассказывайте о знакомых, которые этим увлекаются. Находите в интернете разнообразную информацию о будущих популярных специальностях. Соотносите всё это с тем, что происходит в жизни ребёнка сейчас.
После того, как у подростка появятся кое какие идеи по поводу своего будущего, сядьте вместе с ним и выясните, какие профессии больше всего будут необходимы через 15-20-30 лет, и имеет ли смысл, например, заниматься профессией, которая исчезнет через несколько лет.
И дети, обязательно должны разговаривать с успешными представителями той профессии, которую они выбрали. С людьми, которые каждый день встречаются с вызовами в этой сфере. Которые сами увлечены настолько, чтобы передать эту искру вашему ребенку.