Следующий шаг в технологии KPI-Pro — формирование стратегических проектов, обеспечивающих достижение целей организации.
Стратегические проекты — это своеобразные ходы или действия, необходимые для того, чтобы запустить процесс достижения стратегических целей по развитию и "привести в движение" стратегическую карту предприятия. Ведь цели сами по себе достигаться не будут. Для этого необходимы какие-то действия. Каждая стратегическая цель по развитию должна подкрепляться соответствующим проектом по её достижению.
Например, в стратегической карте предприятия сформулированы пять целей по развитию компании:
- Модернизация складской базы и производственного оборудования.
- Развитие управленческого учёта и системы ключевых показателей деятельности (KPI).
- Развитие компетенций и повышение квалификации персонала.
- Внедрение технологий интернет-маркетинга на предприятии.
- Развитие корпоративной культуры.
Если первую из них разложить на две цели, то по факту получаем шесть стратегических целей. Если уж мы договорились о том, что это цели стратегические, то и проекты, обеспечивающие их достижение, должны иметь статус стратегических проектов и обладать наивысшим приоритетом (при финансировании, планировании человеческих ресурсов, контроле исполнения и т.д.) по отношению ко всем другим проектам, выполняемым в организации. Тогда в нашем примере мы можем сформулировать шесть стратегических проектов:
- Проект "Складская база".
- Проект "Производство".
- Проект "Система KPI".
- Проект "Персонал".
- Проект "Интернет-маркетинг"
- Проект "Корпоративная культура".
Таким образом, мы определяем "портфель" стратегических проектов компании. Для каждого проекта разрабатывается план и бюджет, составляется сетевой график, определяются этапы, работы, сроки, ответственные и исполнители. В общем, далее вступает в свои права наука под названием "Управление проектами" (Project Management).
А как же быть с остальными, т.е. нестратегическими, проектами? Их тоже надо выполнять. Помимо стратегических, в организации могут осуществляться разнообразные оперативные проекты и мероприятия, необходимые для достижения других стратегических и тактических целей компании. Одних регулярных процессов (производства, маркетинга, логистики и т.д.) недостаточно. Под новые цели всегда возникает потребность провести какое-нибудь мероприятие (например, семинар или рабочую сессию) либо придумать и создать что-то новое (методику, компьютерную программу, положение и др.), что будет затем использоваться в "штатном режиме" в бизнес-процессах организации. А для этого необходимы проекты. Каждый из них, так или иначе, направлен на развитие организации, но в отличие от стратегических проектов, в меньшем масштабе (например, в пределах структурного подразделения или службы) и с меньшим влиянием на стратегические цели бизнеса. Но этим влиянием нельзя пренебрегать. Любые действия по развитию организации приближают нас к цели и работают на общий результат.
Например, для финансовой цели "Повышение рентабельности инвестиций" могут потребоваться проекты по разработке методики финансового планирования и учёта или обучению руководителей и сотрудников методам анализа инвестиций. Для рыночной цели "Рост доли продаж новых продуктов" могут понадобиться проекты по исследованию потребностей клиентов и сравнению с конкурентами. Для процессной цели "Сокращение времени выполнения заказов" может появиться необходимость в разработке регламента выполнения заказов или внедрения компьютерной программы для планирования работы транспорта. Дополнительные проекты могут появляться и для целей по развитию компании. Так, для цели "Повышение квалификации персонала", помимо стратегического проекта по обучению и развитию сотрудников, можно реализовать проект по разработке и внедрению системы отбора и адаптации персонала.
В итоге мы должны получить набор стратегических и оперативных проектов, поддерживающих стратегию и процесс развития компании. Это важно.