Оптимальное управление складскими запасами — это серьёзная задача, от решения которой зависит эффективность работы организации в целом.
Управление запасами делится на множество подзадач, и объектов управления тоже — множество:
- Товарный запас.
- Ассортимент.
- Входная цена/качество/скорость.
- Затраты на доставку и хранение.
- Использование оборотных средств.
- И пр. см. рис 1.
Закупщики, которые вооружены теоретическими знаниями инструментов оптимизации товарных запасов и управления товарно-финансовой логистики, конечно имеют преимущество. Но на практике поведение товара, как правило, сильно отличается от модельного. Например, как на рис.2
Для того, чтобы максимально приблизить математические модели к реальным, используются несколько поправок, которые в полной мере закрывают риски, возникающие в реальных условиях.
Одной из таких поправок является способ расчёта страхового запаса, но только в том случае, если при его расчёте мы учитываем две переменных: время (усреднённой или прогнозируемой) задержки товара и размер прогнозируемого увеличения спроса.
Ещё одной полезной поправкой является, так называемый, срок реагирования. То есть, то время, которое обычно затрачивается на проведение всевозможных действий от момента принятия решения о размещении заказа, до получения товара на склад.
Все эти параметры зависят от структуры логистики компании (является она функциональной или логистической), удалённости поставщиков, размеров поставки, форм и способов оплаты и т.д.
В наших методиках мы определяем способ их расчёта и предлагаем участникам кейсы, в которых они их запоминают и учатся их применять.
Весь этот инструментарий, способный упорядочить и оптимизировать работу закупщика, служит для решения более важной, более значимой задачи: увеличение рентабельности предприятия.
Каким образом?
Как правило, одна из самых важных, постоянно повторяющихся проблем — это низкая оборачиваемость, которая отягощается возрастающими издержками и нехваткой свободных средств. Большинство предприятий периодически испытывают проблемы, связанные с недостатком оборотных средств.
В значительной степени эта проблема связана с неэффективным управлением товарными запасами. Повышение оборачиваемости — одна из самых актуальных бизнес-задач, и не только для торговых компаний. Решение этой задачи позволяет значительно увеличить рентабельность.
По результатам применения инструментов оптимизации, мы сможем определить размер, так называемых, неэффективно используемых средств (рис. 3).
А по мере отлаживания всех процессов закупки, подойдём к решению трёх основных задач:
- Минимизация сумм кредитов:
- Отсутствие неликвидного товара позволяет минимизировать заёмные средства и не тратить прибыль на выплату процентов по ссудам.
- Снижение расходов на хранение:
- Избыточные расходы на хранение по товару можно посчитать, как произведение стоимости хранения на площадь, занимаемую излишками.
- Повышение оборачиваемости.
- Отдача от повышения оборачиваемости рассчитывается как стоимость кредита, необходимого для закупки избыточного товара. И, таким образом, определим свой путь к увеличению рентабельности предприятия.
Прим. некоторые модули и термины разработаны Р. Бодряковым.