Задумываетесь ли вы каким из двух видов памяти вы обладаете? Можно ли развивать память? Можно ли в процессе взросления улучшить память? Какой самый благоприятный период для этого? Наверняка, некоторых такие вопросы посещают очень часто. Ведь с хорошей памятью вам легче на работе, в личной жизни (вы не забудете день знакомства, День Рождения родственников и т.д.). Поэтому сегодня мы поговорим об одном из важных человеческих качеств — память.
Память бывает двух видов — краткосрочная память или по-другому быстрая и долгосрочная.
Люди, обладающие быстрой памятью, хранят только небольшой набор объектов, с которым идёт работа в текущий момент. Человек в краткосрочной памяти может хранить от 5–8 разных объектов, т.е. у тренированного человека эта цифра в разы больше. Если объект, помещённый в быструю память, может понадобиться человеку в будущем, то после работы с ним он автоматически попадает в долгосрочную память и хранится там пока не потребуется. Так же память может быть визуальной, аудиальной, тактильной, чувственной, эмоциональной, ассоциативной.
Отдельно разберём ассоциативную память. Ассоциативная память — это инструмент человека, который позволяет создавать связи между разными воспоминаниями и объектами, превратив их в паутину, где каждое маленькое воспоминание является отдельной страничкой жизни. Запомните, ассоциативную память можно и нужно тренировать. У человека, у которого она хорошо развита, будет с лёгкостью на одно слово находить несколько ассоциаций, что позволит ему быстро вспоминать, генерировать идеи, домысливать ситуации и так далее.
С понедельника начнём тренировать память. Но как?
Важно понимать, что память необходимо тренировать, как и любой человеческий фактор. Только представьте, что в нашем мозгу в десятки, в сотни раз больше вмещается информации, чем в компьютере, но для раскрытия этого потенциала надо упорно тренироваться.
Первое, что необходимо делать — это методику повторения. Для того, чтобы информация усвоилась и осталась в памяти, человеку нужно периодически возвращаться к тем знаниям, которые он хочет помнить. Практиковать повторения с новой информацией необходимо чаще. Как только она лучше "усвоиться" у вас, повторять можете реже.
Второе — это мнемотехники. Этот способ заключается в том, что вы объединяете информацию в условную смысловую группу, к примеру, "иностранные слова", "числа и цифры" или "имена", а дальше запоминаете посредством ассоциаций, собственных кодировок, созвучий и т.п.
Для вашего удобства мы собрали несколько основных мнемонических приёмов:
- Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
- Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
- Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
- Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
- Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.
"Я повторяю, но все равно забываю", "Ну не получается у меня запомнить" — родители, учителя, работодатели, наверное, часто слышат подобные фразы, но есть так называемая "борьба" с забыванием. И для успешной "борьбы" с забыванием необходимо принять во внимание следующие положения:
- Основное средство борьбы — это повторение изучаемого материала. Любая информация, которая не подкрепляется повторениями, постепенно забывается.
- Повторять выученное нужно не тогда, когда оно уже забыто, а в момент, пока забывание ещё не началось.
- При переходе от заучивания материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5–10 минут), давая себе в это время полный отдых от всякой умственной работы.
- Необходима системность, нужно организовывать свои занятия так, чтобы запоминаемые материалы были по менее сходным предметам. Необходимо разграничение, чтобы не происходило наложение одинаковых тем друг на друга, чтобы не возникли трудности в припоминании конкретных образов.
- Особенно важный для вас, ответственный и трудный материал полезно возобновлять в памяти непосредственно перед сном: именно сон даёт самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания.
Делайте предполагаемый для заучивания материал в доступном и удобном именно для вас формате. Если вам легче запоминать с помощью зрительной памяти, то организуйте нужный материал в графической форме и т.п. Главное — это повторение и регулярность.