Статья 63 Трудового Кодекса РФ регламентирует возраст, с которого разрешено заключение трудового договора 16 лет. С оговорками — с 15 лет. С ещё большими оговорками — с 14 лет. Ещё более ранний возраст допускается только в кино, театре и цирке с разрешения родителей. Одним из аргументов такого ограничения является опасность производства. Действительно, производственные процессы представляют собой определённую опасность.
Согласны. На производстве есть тяжёлые, горячие, острые, быстро движущиеся предметы, которые по определению представляют опасность. Но давайте зададимся вопросом: "Насколько труд опасен?" — и попробуем сравнить с активностью, которая детям разрешена — спортом. Понятно, что статистики по детскому травматизму на производстве нет и быть не может. Поэтому для оценки мы обратимся к травматизму взрослому. Скорее всего, значения окажутся сопоставимыми. Чтобы не вдаваться в большие глубины, возьмём только один раздел — смертельные случаи. Мы намеренно не берём в расчёт такие "взрослые" виды спорта, как парашют (погибает 1 на 1000), автогонки (погибает 1 на 100)[1]. Берём только те виды спорта, заниматься которыми разрешено детям.
Данные из расчёта, на сколько работников (спортсменов) приходится смертельный случай, мы свели в таблицу:
Экономика, по данным на 2015 год — 1 на 41 500. Альпинизм — 1 на 1 750. Бокс — 1 на 2 200. Велосипед — 1 на 141 000. Регби — 1 на 50 000.
Что мы видим из таблицы: производство на порядок менее опасно, чем бокс или альпинизм, практически эквивалентно регби и всего в 3,5 раза опаснее велосипеда.
В чём причина?
В жёсткой регламентированности производства. Каждый, кто бывал на любом производстве, видел предупреждающие таблички, ограждающие экраны, барьеры, видел разметку движения внутрицехового транспорта. Читал пухлые инструкции: какую деталь можно перемещать вручную, а какую на специальной тележке; где надеть защитные очки, а где резиновые боты. Как правило, входы в цех, приходящиеся на пути его движения снабжены барьером, так, что человек волей-неволей, в каком бы он не был состоянии: больной, сонный, не сможет выйти сразу на проезжую часть, а только обойдя барьер и обязательно обратив внимание на движущийся транспорт. На производстве обязательно есть Служба охраны труда, обязательный инструктаж под роспись. Регулярные обучения, регулярный контроль с взысканиями. Все оборудование проходит штатные проверки, в которые обязательно входит и безопасность. Откройте любое руководство пользователя: раздел "Безопасность" есть по определению. На производстве с безопасностью работают. Не хочу ничего сказать плохого, но я нигде не видел документа, регламентирующего силу удара в голову или в корпус или скорость столкновения одного регбиста с другим.
Однако мы говорим об официальной статистике, где человек действительно занимался спортом и это задокументировано. Но давайте выйдем во двор, посмотрим на спорт неофициальный. Вот подростки пытаются что-то сделать на дворовом турнике. Кто проверял состояние турника? Когда я учился в школе в 10 классе, мои бывшие одноклассники учились в автотранспортном техникуме. Так вот в этом техникуме один из учащихся делал "солнце" на турнике. Но сварной шов лопнул (скорее всего, он и был некачественным, но кто проверил и расписался за его качество?). Перелом предплечья, ключицы, нескольких рёбер и сотрясение мозга. Опасность налицо, но нет ни запрета на такую активность подростков, ни контроля за спортивными снарядами.
Идём дальше. Вот группа ребят на специальных велосипедах преодолевает штабель бетонных блоков. Я знаю, что есть такой спорт. Но я нигде не слышал о штабеле бетонных блоков, как спортивном снаряде. У бетонных блоков есть петли, за которые их поднимает кран, за которые может зацепиться нога или колесо. Есть щели между блоками, где колесо может застрять. Наконец сам штабель примерно 2 метра высотой, а никаких матов вокруг не наблюдается.
А вот девочка примерно 5 лет едет на велосипеде по дороге. Велосипед — довольно популярный спортивный снаряд с весьма раннего возраста. Понятно, что на всех въездах в квартал висят знаки "Жилая зона" и скорость движения автомобилей жёстко ограничивается. Но кто этот запрет соблюдает, когда "время жмёт" и надо объехать пробку? Моя мама рассказывала жуткий случай, как на глазах её бывшего начальника, уже пенсионера, такой вот лихач насмерть задавил внука. Дедушка повредился в уме.
Возникает вопрос: "Что опаснее, цех предприятия или спортзал или двор? И почему детский спорт не ограничивается, а труд — ограничивается?"
Предлагаю рассматривать данный материал как аргумент к тому, чтобы риск на производстве не рассматривались как аргумент для запрета детского, подросткового и юношеского труда.
[1] Как ни парадоксально, на земле травматизм выше в 10 раз, чем в небе. Даже дельтапланеристы гибнут 1 на 560 спортсменов.