В предыдущей статье я писала про основные компоненты социальных систем применительно к созданию игр. Благодаря этой статье я в очередной раз по-новому ответила себе на вопросы:
- Кто такой игропрактик?
- Какие компетенции имеет смысл развивать, обучая его?
Игропрактик — это не тот, кто является одновременно экспертом в экономике, менеджменте, психологии, социологии, политологии, истории, философии… Но он "зрит в корень", понимает истоки и причины происходящего, рассматривает все как результат взаимодействия различных элементов.
Приобретая профессию "игропрактик", неизбежно развиваешь компетенции: "системное мышление" и "анализ ситуации". Игропрактик — системно мыслящий аналитик!
"Системное мышление" — умение рассматривать происходящее вокруг тебя как набор упорядоченных элементов, связанных между собой. Оказывается, мир не такой разнообразный, каким кажется. Достаточно взглянуть на него под определённым углом.
"Анализ ситуации для решения проблемы" — действие, с помощью которого можно найти наиболее полное и верное решение возникшей проблемы, предварительно разложив её на части и установив взаимное влияние этих частей.
Но сейчас в игропрактике и образовании очень много говорят о VUCA (volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Мир VUCA — это мир, в котором задачи анализа и прогнозирования трудно реализуемы. Но это если подходить к ним с сугубо математическо-логической стороны. В настоящее время самое эффективное "предсказание" будущего происходит с учётом, казалось бы, непредсказуемого "человеческого фактора". И делается это с помощью игровых инструментов! Например, людям предлагают сыграть в игру, где моделируется интересующая ситуация. Жёстких ограничений нет. Интересно, как поведут себя люди, какие решения будут принимать и как реагировать на их последствия?
Вот почему ещё одной компетенцией игропрактика я считаю "эффективность в условиях неопределённости". Он и сам привык действовать в таких условиях, и может создать необходимые условия развития и прогнозирования в VUCA мире.
Следующая пара компетенций, которые я развиваю в своём курсе: "работа в команде" и "эффективная коммуникация".
Почему пара? Чаще всего игры мы создаём в команде. Это значит, что приходится доносить свои идеи и мысли, слышать предложения коллег, уметь давать конструктивную обратную связь, вести переговоры, отстаивать, где нужно, своё мнение, понимать свои сильные и слабые стороны в командной работе в целом и в выбранном виде деятельности в частности, осознано выбирать роль и уметь занимать позицию… Продолжать можно долго, а вывод такой: тот, кто только учится или уже стал игропрактиком постоянно прокачивает компетенции "работа в команде" и "эффективная коммуникация", но это происходит естественно, в процессе обучения и работы.
Последние в этой статье, но точно не по значимости, — компетенция "креативность" и "дизайн-мышление".
Как же уживаются вместе в одном человеке, игропрактике, системность, о которой написано выше, и креативность? Легко! По моему мнению, они не противоречат друг другу, а прекрасно дополняют. Ведь, как и в дизайн-мышлении, при разработке игры есть время генерировать множество уникальных идей и вариантов, а есть время фокусироваться и отбрасывать лишнее, оставляя только подходящее и необходимое. И после тестирования игры эти этапы повторяются. Я сравниваю это с катанием на горках. В одни моменты ты на вершине, перед тобой открывается масса вариантов развития события, а потом ты спускаешься в нижнюю точку, где можно перевести дыхание, ведь здесь все понятно и определённо.
Уметь кататься на этих горках без лишнего стресса, с азартом и удовольствием мне как игропрактику и не только помогают инструменты дизайн-мышления. Поэтому я органично вплела их в свой курс подготовки игропрактиков.
Также важная особенность дизайн-мышления — наличие "продуктового", осязаемого результата. Мало какое мышление может этим похвастаться! Обычно результат мышления — мысль (понятие, смысл, идея). Результат же дизайн-мышления — мысль, доведённая до состояния продукта. Его создание всегда основано на эмпатии, тонком понимании конечного потребителя. Результат дизайн-мышления всегда востребован, интересен. Он улучшает жизнь. Также можно сказать о хорошей игре: интересна, востребована, улучшает жизнь.
В целом, чем дольше занимаюсь игропрактикой и дизайн-мышлением, тем больше нахожу в них общего. Разработка игр по методу дизайн-мышления становится обыденностью. Вот как это происходит:
- Эмпатия:
Способность выслушать, наблюдать не вмешиваясь, "влезть в ботинки" другого человека, группы, организации, осознание истинных причин поступков и восстановление схем деятельности. Собираем информацию.
- Фокусировка:
Анализируем собранную информацию и выделяем вопрос и/или проблему, с которой будем работать, решать посредством моделирования деятельности в игре.
- Генерация идей:
Здесь с командой придумываем идеи для всех трёх фокусов игры: механики, сценария, сеттинга. Для повышения результативности все происходит в приятной, дружеской обстановке, без критики, с развитием и поддержкой идей друг друга. Все идеи записываем, ведь если не пригодилась сейчас, может пригодиться в будущем.
- Выбор идеи:
Идей много, а игра — одна. Пора определяться и делать ставку на что-то.
- Прототипирование и тестирование:
Создаём на основе выбранных идей механики, сценария, сеттинга простой и дешёвый прототип игры и тестируем его. Играем сами, потом предлагаем в неё сыграть группе, аналогичной группе конечных потребителей, затем и самим потребителям. После каждого тестирования дорабатываем прототип на основе полученной обратной связи. Спрашиваем потребителей-игроков, что не нравится и почему, что они бы изменили и как? Неприятно, но эффективно. С каждым следующим тестированием игра становится все совершеннее и лучше отвечает на поставленный вопрос или решает выбранную проблему.
Вот такие шесть компетенций: "системное мышление", "анализ ситуации для решения проблемы", "эффективность в условиях неопределённости", "работа в команде", "эффективная коммуникация", "креативность" плюс "дизайн-мышление" я считаю необходимыми хорошему игропрактику!