Стратегия как понятие. Способ формирования. Возможности использования и реализации.
"Стратегия — как много в этом слове для всех стремящихся к успеху, в том числе и в бизнесе слилось? Здесь мудрость правды вековая, здесь крепость мощная сердец, здесь то, чего душой желая, для сына сбережёт отец".
Те, кто задумывается о развитии своего бизнеса, дела, проекта или своей карьеры — так или иначе, обращаются к вопросу о стратегии. Иными словами о том, как достигать успеха и побед.
Стратегия как понятие
То понятие, которое культивируется в бизнес-литературе неискушённого читателя и исследователя этого вопроса значительно уводит в сторону от того смысла этого слова, который вкладывали в него создатели. Цель этой статьи — не начинать дискуссии с академическими кругами или людьми, имеющими свой сформированный уже взгляд на это понятие. Цель — отразить авторский взгляд на стратегию и раскрыть основные приёмы и подходы к формированию и реализации стратегии на основе анализа действий некоторых весьма успешных представителей рода человеческого, использующих этот простой и действенный способ планирования своих замыслов по достижению лучшего из возможных для них результатов.
Сразу, в самом начале статьи, оговорим рамки, в которых будет изложен предлагаемый подход. Понятие — это образное, символическое, субъективное понимание человеком внутреннего смысла слова, используемого им в сознании — и при общении с самим собой и, иногда, с другими людьми. Почему не совпадают часто внутреннее понятие и внешнее? Потому что иногда, в случае, если внутреннее понятие слова более чётко и правильно отражает способ, которым это понятие может быть использовано носителем смысла — тогда человек использует два смысла — один лично для себя, другой для того чтобы выстраивать общение с себе подобными. Для чего это делается? Для того чтобы сохранить для себя силу и преимущество своего личного смысла перед общеупотребительным. Одним из таких понятий и является понятие о стратегии. Так вот в рамках этой статьи и будет рассмотрен вопрос о понятии "стратегия". Итак, к делу. Вот моё, авторское, определение стратегии.
Стратегия — это сформированный в сознании лидера группы (вождя, создателя, пользователя и главного действующего исполнителя), визуальный, единственно возможный, сконцентрированный на малом количестве действий способ использования своей силы (и, при необходимости, обмана), чётко и конкретно определённый во времени и пространстве для достижения победы над противником.
Или другими словами Видение Собственного Успеха. Кто знаком с шедевром человеческой мысли в виде современных авиадвигателей, — которые, как известно, позволяют человеку делать невозможное — а именно, летать, те знают, что эти двигатели запускаются с помощью ВСУ — вспомогательной силовой установки. Видение Вождя это и есть ВСУ для запуска на полную мощь всех сил всего племени, группы, народа — для того чтобы сделать невозможное возможным.
Что такое видение будущего? Это истинная вера в помощь Божью. И это упование на Него. И, конечно же, искреннее приятие Его промысла в отношения себя и своих замыслов. Таким образом, видение это особый род образной молитвы (разговора с Богом), в которой в одностороннем порядке лидер воссылает свои чаянья Тому, от Кого зависит, что, как и с какими результатами произойдет. "Какими качествами обладает Видение будущих действий, ведущих к победе?" "Что поставит это видение в один ряд с теми, которые были успешно реализованы лучшими представителями рода человеческого?" Сейчас мы ответим на главный вопрос любого стратега — "Как достигать победы?"
Способ формирования
Первое: никакой демонстрации силы ради самой демонстрации. Использование силы только по делу. Инициативно, Безотлагательно, Приверженно, с Обязательством и с отсутствием в Видении героического сценария с трагическим финалом.
Три основных сценария использования силы в любой успешной стратегии:
- Если противник силён — и он подобен "Медведю" — тогда противника встречают в упор во фронт, с сильной опорой сзади.
"Медведя буди — и на рогатину принимай". История Великой отечественной войны, история с Ходорковским.
- Если подобен "Волку" (или их стая) — тогда на противника готовится облава, и он гонится по заранее приготовленному маршруту к месту его полного уничтожения.
"Волка не спугивай — без облавы". Бегство Наполеона из Москвы, история с Березовским.
- Если подобен "Лисе" — противнику ставится западня на пути его движения, либо он заманивается в ловушку.
"Капкан с приманкой" либо "Западня на приманку". Куликовская битва, История с Гусинским.
Либо все три сценария используются в той последовательности и с той цикличностью, которые актуальны для текущего момента (История с… сами впишите сюда имя или ситуацию, можно даже будущую).
Безусловно, знание всех трёх основных сценариев использования силы для достижения победы вооружает стратега пониманием того, как будут действовать против него. И даёт возможность выбрать свой вариант использования силы. Если противник опытный, успешный и удачливый стратег — вот тогда и возникает состязание не столько в уме, сколько в хитрости и искусстве обмана.
Понимая, кем является противостоящий тебе вождь (лидер, глава корпорации), ты можешь предположить ответ на первый вопрос: "К какому сценарию прибегнет противник в схватке со мной?"
Соответственно ты можешь проверить свои предположения: и опытом своим, и знанием истории действий твоего противника, и интуицией своей и особенно, интуицией наиболее удачливых своих союзников.
NB! Удача — это такой же талант, как и любой другой. Без этого таланта нет, и не будет успеха у стратега. Если нет пока удачи своей — возьми взаймы у тех, у кого она есть сейчас. Удача — это аура. Будут в твоём окружении ходить соратники с аурой удачи — и твоя аура станет такой же, пусть и не сразу, но станет. Так что не держи рядом с собой тех, кто думает также, как и ты. Держи тех, кто удачлив. Неудачников и паникёров — изгоняй сразу же.
Второе: усиление напора (наращивание давления) на каждом новом этапе действия.
Т.е. исполняя требования пункта I (инициативно, безотлагательно и т.д.), сконцентрировавшись в быстром воздействии на главного врага (противника), бить врага и его союзников и сбоку, и грозящих зайти тебе в тыл (История Великой отечественной войны после Сталинграда. История про Ходорковского, Гусинского и Березовского).
Если ресурс твой, которым ты обеспечиваешь себе, преимущество ограничен, ты проиграешь. Давление должно быть непрерывным и малозатратным по стоимости ресурса (История про большие человеческие потери во Второй мировой войне в первый год войны со стороны СССР. История про войну Японии с США. История про Березовского).
Ответив на второй вопрос: "Чем бесплатным и\или недорогим я могу обеспечить постоянное наращивание давления на противника?" Ты решишь вторую часть задачи по формированию стратегии своего успеха.
Третье: тыловое (ресурсное) обеспечение на время схватки должно быть втянуто в основную группу. Никаких сложных коммуникаций на время столкновения с противником.
Если Ваши союзники и их ресурсы, если Ваше тыловое обеспечение далеки от Вас — Вы при умелом действии Вашего противника обречены их потерять, быть отрезанным — и вот уже у Вас всего два выбора — полная капитуляция и поражение, либо героический сценарий (чаще всего в реальной жизни — трагический). История про ту стадию партизанской войны, когда готовили наступление на Белоруссию во времена Великой Отечественной войны. История про войну США и Японии во время Второй мировой войны. История про Ходорковского и его союзников, в том числе из Америки.
Фильмы с хэппи-эндом для главного героя любят дети и женщины, ну и те, кто остаётся детьми, несмотря на возраст. Вспомните фразу из фильма "Крестный отец" про тех, кто может позволить себе быть беспечным.
Третий вопрос: "В чём мои главные силы и ресурсы и как мне обеспечить их близость, доступность, безопасность и оперативность использования?". Возможности использования и реализации. Теперь перейдём к уровню тактическому, т.е. к ответу на вопрос — "Как реализовать все то, что задумано, чтобы достичь успеха и победы?"
Три тактических приёма реализации видения (слово "видение" можно читать и по-русски — "замысел"), таким образом, читаем фразу на современный управленческий лад.
Три основных метода реализации стратегии:
- Глазомер (интуитивная, а не только инструментальная оценка изменений);
- Быстрота (действия, превышающие средний темп, и при этом значительно)
- Натиск (ускорение, постоянное непрерывное увеличение силы и скорости действий).
Глазомер: Противник оттеснён — неудача. Отрезан, Окружён, Рассеян — удача (завоёвываем доли рынка — неудача. Конкурент отрезан от выгодных поставок, на каждый его локомотивный продукт — минимум один, а лучше два продукта конкурентных — успех, нет единства в акционерах конкурента — удача).
Быстрота: Атакуем противника, где бы он не встретился (на каждый новый продукт Apple, Samsung тут же отвечает своим), вся земля не стоит даже одной бесполезно пролитой капли крови (никакие доли рынка не стоят даже одного бесполезно потраченого рубля), "где тревога — туда и дорога", где "ура — туда и пора" (где проблемы — там концентрация усилий и борьба за повышение эффективности без передышки, где прорывный продукт — туда и основные инвестиции), "голова хвост не ждёт". Управленческие усилия концентрируем на приносящих прибыль проектах действующих фирм ("Звезды" и "Дойные коровы") и на перспективных рынках (интернет, современные технологии связи, альтернативные источники энергии, фармацевтика, масс-медиа, luxury бизнес и т.п.). История восхождения Ельцина.
Натиск: Сам погибай, а товарища выручай, решимость у Бога получай ("Как? — Свой пай съедай, а солдату — солдатский отдай"). Это надо понимать так — это про все настоящие современные "шаманские танцы" вокруг построения корпоративной культуры в корпорациях. И о лидерских стилях управления, которые призваны создать Дух в компании. Если хоть капля сомнения есть у персонала в вопросе получения своей оплаты — дух бесповоротно испорчен (на отхожем месте — храмы не возводят). Где сомнений нет в получении оплаты, где каждый знает — лидер на месте (Сталин в Кремле), выполнил план — наградили (или хотя бы не расстреляли), а не выполнил — в любом случае заменят (ну а если своровал — "расстрел или ГУЛаг") — там Дух "победы" ("запах" успеха).
Ещё раз подведём итог по тактике, т.е. по приёмам и способам реализации выбранного сценария применения силы. В основе тактики, которая обеспечивает реальный успех лежит быстрое принятие правильных решений в условиях неопределенности. Эти решения, в основном, основаны на интуиции, интуиция подкрепляется и/или заменяется объективными данными разведки — чем больше опора на интуицию, тем выше риск, тем больше должно быть таланта удачи.
Т.е. честность по отношению к самому себе и своим реальным дарованиям — необходимое и естественное свойство Победителя-вождя (лидера, главы компании, владельца бизнеса). Без честности по отношению к самому себе возникает перекос восприятия и недооценка риска. Получается ситуация "Лезть на рожон" — а "рожон" это и есть та рогатина с упором для охоты на медведя. Только медведем теперь становитесь Вы.
Ну и в завершении можно освежить в памяти семь законов ведения войны или на современный лад — семь механизмов реализации стратегии конкурентной борьбы. И конечно же можно не соглашаться с законом. Но если, не учитывая его выйти в окно восьмого этажа — он все равно сработает.
Законы, в поле действия которых происходит реализация любой стратегии:
- Действовать не иначе как наступательно (инициативно, проактивно).
- В походе быстрота, в атаке стремительность, холодное оружие (планируем тщательно и быстро, инновации и инвестиции осуществляем в самые короткие сроки, действуем ещё быстрее при выходе на новый рынок, либо с новым продуктом, максимально используем для ведения борьбы самые недорогие и мало затратные ресурсы и средства.)
- Не нужно методизма, а верный взгляд военный (учебник и научный подход хороши для университетов, для учёбы — для реальных действий нужен собственный здравый смысл, вера в себя и свои решения, опора на опыт и на интуицию: "верить ли советам соратников или нет"). При этом заметьте — ни слова хулы в адрес учебы. "Тяжело в учении — легко в бою".
- Полная власть главнокомандующему (без комментариев).
- Неприятеля атаковать и бить в поле, т.е. не сидя в укреплённых районах, а перемещаясь за врагом (не отпускать конкурента ни на шаг вперёд. В каждой точке рынка встречать его с боем. И не отсиживаться в удачно приобретённых участках, офисах, торговых центрах и т.п.).
- В осадах времени не терять. Иногда наблюдать. Иногда блокада. А лучше всего открытый штурм — тут потерь меньше (нет дешёвого способа атаковать — пока не найдёте — наблюдайте, партизаньте, блокируйте. Нашли ресурс — сразу атакуйте).
- Никогда силы не раздробляйте для занятия пунктов. Обошёл вас неприятель, тем лучше — сам на свою погибель идёт (не рынок и его доли цели стратега. Инициатива в продуктах, контроль над дорогими ресурсами, концентрация сил на узких участках и социальных стратах, управленческой команде практически всегда лучше быть вместе, тогда действия различных подразделений скоординированы и одновременны — и вот он эффект синергии — который и создаёт эффект резонанса).
Все мы знаем что нарушение законов, в том числе и по незнанию… не отменяет их неотвратимого действия. Вот мы с вами и рассмотрели основные понятия о том, что такое стратегия, рассмотрели подходы к стратегическому планированию посредством поиска ответов на три важнейших вопроса, и как следствие найденных ответов — определили как выбирать сценарий применения силы, определили обстоятельства, требующие использования хитрости и обмана, увязали их с тактикой реализации выбранной стратегии — т.е. определили три способа воплощения своего личного и ответственного лидерского выбора.
Мы также рассмотрели семь законов, в поле которых происходит любое действие — и запланированное и спонтанное, и ведомое лидером с Видением и ведомое Вождём по наитию. В любом случае данный материал есть не столько мой личный опыт, сколько моё авторское изложение опыта величайшего из всех ранее живших на Земле стратегов. Огромная благодарность Вам, Александр Васильевич, за Вашу "Науку побеждать". И сегодня Ваш опыт и советы полезны, как и всегда.
С огромным уважением и благодарностью ко всем читателям этой статьи, управляющий партнёр AIC, антикризисный управляющий, финансист, экономист, юрист, коуч и бизнес-тренер — Сергей Паршаков.
Статья написана в день рождения — 1 мая 2013 года. При написании данной статьи использовалась репринтное издание книги "Наука побеждать", 1913 года издания под авторством архистратига земли Русской, генералиссимуса А.В. Суворова, при жизни своей не проигравшего ни одного сражения.