Сверка расчётов с налоговой инспекцией может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика. Порядок этой процедуры регламентирован приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@.
Сверку расчётов налоговая инспекция проводит в обязательном порядке в случаях: отнесения налогоплательщика к категории крупнейших. Такие сверки проводятся ежеквартально. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, составляется график; если налогоплательщик снимается с учёта и переходит из одной инспекции в другую; если налогоплательщик снимается с учёта при ликвидации, реорганизации. В этих случаях налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о датах проведения проверок.
Если налогоплательщик не явится для оформления результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчётов в двух экземплярах отправляется ему по почте. В уведомлении сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки. Если налогоплательщик сообщает в инспекцию о снятии с учёта, его приглашают уведомлением с указанием даты проведения сверки расчётов. Если налогоплательщик не явится, и уведомление с пометкой "адресат не найден по данному адресу" вернётся в налоговую, акт сверки расчётов налогоплательщика подписывает должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке. Также инспекция может предложить сверить расчёты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет. Этого требует пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Если налогоплательщик сам запрашивает такую сверку, инспекция также обязана её провести (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Чаще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчёта — для подтверждения остатков по счетам учёта расчётов с бюджетом. Подача заявления о сверке расчётов Заявление (запрос) о сверке расчётов требуется только в случае, когда инициатором выступает налогоплательщик. Оно подается в произвольной форме.
Заявление о сверке расчётов можно подать тремя способами:
- непосредственно в инспекцию — в двух экземплярах: один для инспекции, второй (с отметкой о дате принятия) — для налогоплательщика;
- по почте — ценным письмом с описью вложения;
- по текоммуникационным каналам связи (заверить документ следует усиленной квалифицированной электронной подписью).
В запросе укажите полное наименование, ИНН, адрес организации и дату, на которую вы запрашиваете сведения о расчётах. Имейте в виду, что на запрос в электронной форме инспекция выдаст справку в электронной форме. Вносить в неё данные налогоплательщика и информацию о расхождениях нельзя, поэтому если вы их обнаружите, то придётся оформлять заявление на бумаге и получать бумажный вариант документа. Подготовка акта сверки Акт сверки формирует налоговая инспекция. Если это делается по заявлению налогоплательщика, то инспекция не позднее пяти рабочих дней по своим данным должна сформировать акт сверки. После того, как акт сформирован, представитель организации приглашается в инспекцию для получения акта, либо акт сверки направляется ценным письмом по почте, либо направляется по ТКС. Организация сверяет его со своими данными. Если расхождений не обнаружено, сверка считается законченной. Акт в бумажном варианте подписывают налогоплательщик и должностное лицо ИФНС: в двух экземплярах, если сверка проходит по инициативе налогоплательщика или при его ликвидации.
Первый экземпляр акта сверки в течение трёх рабочих дней вручается налогоплательщику или отправляется ему по почте. Второй — остаётся в инспекции; в трёх экземплярах, если налогоплательщик снимается с учёта и переходит в другую налоговую инспекцию. Первый экземпляр акта предназначен для налогоплательщика, второй — для налоговой инспекции, подготовившей акт, третий включают в пакет документов, который передаётся в ИФНС по новому месту учёта налогоплательщика. Если расхождения обнаружены, выявляются их причины. Это могут быть: ошибки, допущенные организацией при отражении начисления налогов (взносов, пеней, штрафов) в учёте или при оформлении платёжных поручений. В этой ситуации следует устранить расхождения путём корректировки данных учёта или подачи заявления в инспекцию об уточнении платежа; ошибки в информационной базе инспекции, если в карточку расчётов с бюджетом налогоплательщика по вине инспекции не внесены какие-то данные. Расхождения налогоплательщик указывает в разделе 1 акта сверки. В разделе 2 акта указываются сведения о переплатах или недоимках по данным организации. Заполненный акт передаётся в инспекцию. Обычной практикой для устранения расхождений является предоставление налогоплательщиком документов, подтверждающих данные его учёта (копий платёжных поручений, выписок банка). При обнаружении ошибки, допущенной налоговой инспекцией, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок исправления — не более пяти рабочих дней.
Срок процедуры сверки при отсутствии расхождений не должен превышать 10 дней, а при наличии расхождений — 15 дней без учёта дней доставки актов сверки по почте.
После того, как служебные записки "пройдут" по отделам налоговой, на основании уточнённых данных в течение трёх рабочих дней формируется новый акт сверки расчётов с учётом внесения изменений на текущую дату. После этого представитель организации приглашается в инспекцию для подписания и получения акта (с указанием даты вручения), либо акт направляется ему ценным письмом по почте. Если расхождения не устранены и ИФНС отразила в акте сверки задолженность, с которой налогоплательщик не согласен, он должен указать на это в акте, и лишь после этого подписать документ. Без такого указания в случае спора суд может квалифицировать это как признание задолженности (абз. 3 п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №25). Заметим, что незаверенную распечатку данных о начисленных налогах и поступивших платежах можно получить без предварительного запроса, в день обращения в ИФНС. Срок проведения сверки Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчётов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать десяти рабочих дней. Если расхождения выявлены, срок сверки расчётов, формирования и оформления акта сверки расчётов не должен превышать пятнадцати рабочих дней.