Ещё пару лет назад компании активно организовывали и заказывали командообразования. И старались, прежде всего, удивить и порадовать сотрудников. Под флагом командообразования проводили аудиторные тренинги, верёвочные курсы, закатывали банкеты на пляже на 300+ человек, проводили "Гонку героев" и прочие увеселительные мероприятия. Сейчас этот тренд сходит на нет (Ура! Тренер и аниматор больше не синонимы — личная радость). Всё больше руководителей предпочитают вместо масштабных форматов выйти с узким кругом сотрудников в бар, в кёрлинг, пройти совместно квесты или выехать за город на пикник пожарить шашлыки. Почему? Давайте поисследуем!
Что такое команда? И зачем она нужна? Команда — это группа людей, где каждый зависит от вклада друг друга и вклад каждого уникален. Я понимаю, что без коллеги я не смогу достичь своей цели. А без конкретно этого коллеги мой результат будет обычным, а не "вау", как мне мечталось и хотелось.
Когда эта зависимость (сплочённость) необходима?
- Когда мы создаём продукт из разных экспертиз и компетенций. Например, когда у меня классно получается печь пирожки, а у тебя — классно их продавать! Если я и пеку, и продаю, и меня всё устраивает — команда с тобой мне не интересна . Но если я не хочу или не умею продавать, а денег хочется и хочется больше, я понимаю, что без тебя я не заработаю. Ты мне нужен и мне очень ценна твоя экспертиза, значит, ты — моя команда.
- Либо, когда экспертизы совпадают, но необходимо объединить усилия — вместе сделаем больше, а поодиночке — нет.
Также и с новичком. Если команда сработалась как "единый организм", все вдохновлены совместно достигаемыми результатами и ценят вклад каждого, то приход новичка часто воспринимается "в штыки". И пока члены команды не увидят, в чем ценность, уникальность вклада новоприбывшего, частью команды он не станет. А в чём может быть ценность новичка? Например:
- с ним мы делаем всё быстрее, значит, больше.
- у него уникальная экспертиза, навыки, а значит, мы сможем сделать что-то очень востребованное, актуальное и быть успешными.
- перед нами стоят настолько амбициозные задачи и планы, мы уже работаем на пределе возможного и без дополнительных (конкретно этих) рук мы не справимся.
Идеально, если о приходе новичка члены команды будут просить руководителя, сами говорить, что нужны дополнительные руки, голова, экспертиза. И, например, перед приходом новенького команда соберётся и обсудит зоны ответственности друг друга и зону ответственности вновь прибывшего.
Итак, если вы решили, что вам нужна именно команда среди действующих сотрудников, и хотите её сплотить, то лучший вариант — провести командную сессию. На ней определить:
- Чего мы хотим?
- Почему для каждого из нас это важно?
- Что будет каждому из нас, когда мы этого достигнем?
- Что будет, если мы этого не достигнем?
- Какой вклад каждого в это будущее?
- Какие ресурсы нам нужны?
- Как мы можем поддержать друг друга в этом достижении?
А совместный отдых — это вклад в качество коммуникаций и возможность пообщаться без погон, должностей и списков задач. Пообщаться, чтобы увидеть друг в друге людей, а не единицы штатного расписания! Пикник, пляж, кёрлинг, поход или кулинарный мастер-класс.
А ваши командообразования — это про коммуникации или про сплочение?