Не зря на Руси говорят: "каков Поп, такой и приход". Сразу же отмечу: речь не идёт об "идеале", коим ни сколько не является сам автор статьи и к которому (идеалу) приходится стремиться всю жизнь. Речь идёт о том, что называется "элементарно, Ватсон!", т.е. должно быть хотя бы на хорошем уровне повсеместно.
Часть 2: "То, что видно не сразу"
- Руководитель не владеет навыками эффективного операционного управления компанией:
Сразу же отмечу те термины, которые давно "устаканилось" в сфере образования: навыки — это умения, доведённые до автоматизма и (или) до совершенства. Навыки руководителей и специалистов базируются на нужных знаниях и на опыте их практического многократного применения (а, скажем, навыки уборщицы не базируются на знаниях!)
К основным навыкам операционного управления компанией относят навыки управления финансовыми решениями, навыки организации операционного маркетинга, навыки организации коммерческой работы (снабжение + сбыт), навыки управления персоналом во всём многообразии этого направления работы, навыки управления проектами развития компании, навыки ведения переговоров, навыки операционного планирования, и, конечно, навыки принятия решений.
Чаще всего эти навыки, увы, основаны только на своей рефлексии, на личном опыте руководства, на копировании того, что приходилось наблюдать у своих прежних начальников. Реже — на изучении опыта своих знакомых руководителей, ещё реже — на чтении простеньких статей и постов по вопросам управления, и ещё реже — на чтении и почитании книг какого-либо автора. Процент тех, кто основательно и систематически обучается руководству (с помощью семинаров, тренингов, вебинаров, специализированных форумов и профессиональных клубов, специализированных журналов и порталов, книг от мастеров управления, встреч с гуру и общения сними) по моим оценкам — не более 5%. Как уже писал, бывая на бизнес-стажировках в некоторых действительно развитых странах, по моим ощущениям, таких (собственников МСП!), кто находится в постоянном профессиональном развитии как руководители — близко к 100%. Знаю не понаслышке и точно (по общению с коллегами по бизнесу и по образовательной работе), что этот процесс достаточно интенсивен в Западных регионах России, где и власть, и бизнес-общественность общими усилия тянет экономику региона вверх: в Татарстане и Башкортостане, в Чувашии, в Псковской и Новгородской областях, и в ряде других.
В очередной раз могу отметить высокую активность в этом вопросе в Сибири Томской области (там сильным активатором развития бизнеса уже много лет является Томская торгово-промышленная Палата, она и частные бизнес-школы постоянно проводят обучение "не начинашек", в том числе и за бюджетные деньги), республику Алтай, и пожалуй — Кемеровскую область Очень активны наши соседи — республика Казахстан: какое могут обучение проводят у себя, а если нужного нет — едут в Сибирь.
Уверен, что существует очень высокая корреляция интенсивности обучения руководящего состава и реальные успехи конкретных компаний и реальных регионов!
А результаты утех собственников и руководителей, кто систематически не обучается? На каких-то коротких отрезках времени — возможно, не плохие. Но на длительных отрезках времени — чаще всего не очень: ежедневно упускаются рыночные возможности, не полностью используют потенциал компании, с трудом преодолеваются кризисы, постоянно сдаются "поляны" конкурентам. У нас в Новосибирске, увы, можно назвать не так много компаний, где основатели — многолетние руководители сумели вывести за 10–15 лет компанию в разряд успешных, и затем передали их "в исправном состоянии" более молодым членам семьи или наёмным руководителям.
- Слабость взаимно увязанных системы продаж и системы маркетинга:
Очень часто наблюдаю, что системы маркетинга вовсе нет (есть часто только не очень профессиональная рекламная поддержка, и вовсе не профессиональная, но гиперактивная работа в соцсетях!). А система продаж выстроена "по наитию": кто-то что-то видел у кого-то, кто-то как-то делал раньше, кто-то… Или же "в полном объёме осваивают современные технологии инфобизнеса", и потенциальные клиенты просто закрываются от "навязчивого лендинга" и "суперавтоматизированных рассылок".
Что в итоге получается — понятно! Хотя, надо отдать должное, нередко собственники и руководители начинают спохватываться, заказывают интенсивное корпоративное обучение… Но иногда хочется спросить: "а покойник сильно потел перед смертью"?