Мы продолжаем серию статей об ошибках в управлении, и сегодня разберём сразу 2 ошибки: #2 и #3
- #2 Заботиться об отношениях в коллективе больше, чем о результате.
- #3 И её обратная сторона: думать только о результате, и забыть об отношениях
Что важнее для успеха в бизнесе — хорошие отношения в коллективе или результат — высокая прибыль компании?
Для того, чтобы разобраться, посмотрим разные стили управления, оценим их плюсы и минусы.
Разложим стили по 2 факторам: желание сохранить в команде хорошие отношения и нацеленность на результат/
У нас получилось 4 квадрата.
1-й Квадрат. Ни отношений — ни результата. Неэффективно — рассматривать не будем
2-й Квадрат. Отношения хорошие, а результаты низкие
Получается такой дружеский клуб, где все дружные, и хорошие. И главное для руководителя — это дружба и желание не испортить отношения.
На первый взгляд в таком коллективе все хорошо. Но ровно до тех пор, пока кто-нибудь не начнёт злоупотреблять хорошим отношением руководителя. А кто-нибудь обязательно начнет.
Особенно часто такая ситуация встречается, когда на работу принимаются друзья или родственники
Сложно делать замечания родственнику — ведь он может обидеться. А если замечания не делать — страдает дело, снижается результат.
Кстати сказать — мы когда открыли свой первый бизнес, позвали на работу всех своих друзей и родственников. И сначала действительно это казалось правильным. Ведь на друга я всегда могу положиться. А сестра меня не подведёт.
К чему это привело? Друг через полгода уволился, открыл свой бизнес и увёл за собой наших лучших менеджеров по продажам. Вот вам и хорошие отношения!
Хорошие отношения в команде — это условие необходимое для успеха в бизнесе. Но недостаточное. Хорошие отношения сами по себе не гарантируют высокого результата
Никогда не стоит ставить отношения в бизнесе важнее, чем результат.
И если сестра опаздывает, и вовремя не сдаёт отчёт, и от этого страдает дело, то не нужно бояться делать замечания из страха, что она обидится.
Друзья мы вечером, когда к друг другу в гости ходим. А на работе мы начальник и подчинённый.
3-й квадрат. Обратная ситуация. Главное — результат, а отношения вообще не важны
Это армейский стиль. Я начальник — ты дурак. Я сказал — ты делаешь. И я твоё мнение не спрашиваю. Не надо инициативы выдвигать. Надо делать то, что приказано. А не сделаешь — накажу рублём или уволю. И меня твои проблемы не волнуют. Подчинённые — не люди, а станки, выполняющие определённые задачи. И как в армии, ровно от забора и до обеда.
Встречали такой стиль? Я встречала такой стиль и на раз, думаю, что и вы тоже.
В чём плюс — Да, можно получать высокие результаты. Благодаря жёсткому контролю и угрозе наказания, задачи выполняются и результат достигается.
В чём минус — подавление инициативы ведёт к пассивности сотрудников. Психологический климат в таком коллективе неблагоприятный, люди не могут долгое время эффективно работать из-под палки. И начинают увольняться.
В чём ещё минус — высока вероятность ошибочных решений.
Когда решение принимает один человек, сколь гениальным он бы ни был, если мнение других людей не учитывается, то риск ошибки высок.
4-й квадрат — самый эффективный. Это чемпионский стиль управления. Здесь важны и результат и отношения
Это динамический стиль, его ещё называют ситуативным. Руководитель действует по ситуации. В острых ситуациях может быть армейским — авторитарным, а с профессионалами — дружески — либеральным.
Руководитель с чемпионским стилем управления
- Держит курс на цель, умеет увлечь за собой, может убеждать людей, вдохновлять на выполнение даже неприятных поручений.
- Берёт ответственность за результаты команды на себя. Что это значит? Когда человек берет на себя ответственность, он всегда говорит "Я". Когда снимает — говорит "Это они". Например, отдел выполнил план — руководитель говорит "Я молодец. Мы молодцы. Мы сделали план" А если отдел не выполнил план? Руководитель говорит "Я им говорил, а Они не сделали". Так "они не сделали", или "Я не смог вдохновить команду и обеспечить выполнение плана"? Чемпион — руководитель всегда берет ответственность за результаты команды на себя.
- Имеет свою точку зрения, умеет обучать, способен помочь сотрудникам заменить привычный образ действий на новый, более рациональный, более эффективный.
- Находит общий язык и добивается взаимопонимания с разными людьми — пожилыми и молодыми людьми, с мужчинами и женщинами, с работниками разных профессий, с людьми разного образования, семейного положения, темперамента, квалификации.
- Чемпион не просто отдаёт приказы, а управляет людьми, т.е. убеждает, и добивается того, чтобы сотрудники сами начали действовать для достижения поставленной цели.
Условия, при которых возможен Чемпионский стиль
- Когда в компании работают профессионалы.
- Каждый может высказываться.
- Есть правила, и все согласны их придерживаться.
- Нет проблем с субординацией.
- Когда руководитель владеет навыками управления людьми.