Сегодняшний пост — о неудовлетворённости работой, которая незаметно отравляет всю нашу жизнь. За время своей профессиональной истории и практики с клиентами я обратила внимание, что неудовлетворённость работой бывает нескольких видов, и для каждого — будет свой вариант решения.
Сразу оговорюсь: ситуации и их характеристики, о которых я буду говорить, относятся к "нормальным" успешным людям, у которых есть реальные достижения в их прошлой и текущей рабочей жизни. У них всё в порядке с мотивацией, т.е. они хотят работать и достигать большего, а не работают "по нужде", лишь бы платили, готовы развиваться, делиться опытом, помогать компаниям развиваться. Им нравится делать то, что они делают, поиски призвания и предназначения, новой сферы применения, им неинтересны.
Уберу крайности, типа невыполнения обязательств компании перед сотрудниками: в данном случае имеет место не неудовлетворённость работой, а неудовлетворённость поведением работодателя. Об этом говорить не стоит: это нужно решать наиболее подходящим способом.
Другая крайность связана с людьми: есть те, кто всегда и всем недоволен, кому все должны либо который не знает, что хочет, и ничего не делает для изменения ситуации и т.п. Я бы назвала это особенностями личной системы человека, в которую входят ценности, установки и т.п., и оставила бы разбираться с ней самому человеку.
Наш случай — это адекватный успешный сотрудник, увлечённый темой, которой он занимается, работающий в успешной, развивающейся компании. Им есть, что предложить друг другу, но именно здесь, во взаимодействии двух успешных сторон, — человека и организации, — иногда возникают сбои, ведущие к неудовлетворённости профессионала. И, как мне видится, компания тоже не получает удовлетворения и, конечно, прибыли.
Но мой пост — всё-таки о сотрудниках, потому что менять эту ситуацию предстоит им.
Как мы можем понять, что не удовлетворены работой?
- Когда мы загружены работой, мало имеющей отношения к тому, что нам нравится или интересно;
- Когда мы видим недостатки компании, в которой работаем, и с каждым днём их в наших глазах становится всё больше и больше;
- Когда принимаемся критиковать руководителя или коллег по малейшему поводу, причём, делаем это везде: на работе, дома, с друзьями;
- Когда не чувствуем себя полезными;
- Когда не видим результата своего труда;
- Когда нарушаем правила, принятые в компании;
- Когда в любом принятом решении или инициативе видим только недостатки, и находим доводы, почему это не сработает;
- Когда возникает чувство, что вознаграждение, которое мы получаем, значительно меньше того вклада, который мы вносим в компанию. Или могли бы внести. Здесь наше бессознательное играет с нами традиционную шутку: воспринимает за истину всё, что мы успеваем только подумать, и не важно, есть оно в реальности или нет, — мы всё равно страдаем, т.к. в нашем воображении предмет страданий очень реален.
Теперь о ситуациях, когда сотрудник не удовлетворён работой. Как мне видится, их все можно свести к трём основным видам:
- Когда сотрудник "меньше", чем занимаемая должность.
- Когда сотрудник "больше", чем занимаемая должность.
- Когда сотрудник равен занимаемой должности, но всё равно недоволен.
Когда возникает каждая из ситуаций и как её "лечить"?
Когда сотрудник "меньше", чем занимаемая должность
Такая ситуация может возникнуть, когда человека наспех переместили на более высокую должность, не снабдив при этом наставником или программой адаптации. Либо чётко не объяснив, чего от него ждут, не определив границы его ответственности и правила игры.
Такое также бывает, когда в компании появляется новая должность, на стыке различных подразделений, задачи которой никто точно не может определить. Необходимость в ней была определена больше на интуитивном или эмоциональном уровне, чем на рациональном: почувствовали, что в этом процессе должно появиться ещё одно звено, и добавили его, не наполнив до конца должность смыслом и содержанием.
Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию:
- Прояснить у своего руководителя, что от вас ожидают на этой должности, и в какие сроки, т.е. определиться с целями должности и компании;
- Определиться со своими целями: что вы хотите получить, занимая эту позицию, и как ваша новая должность сочетается с вашими целями — профессиональной и личной;
- Определить, какие ресурсы (внешние, внутренние — ценности, компетенции) вам нужны для достижения целей;
- Провести аудит имеющихся ресурсов, внешних и внутренних;
- Составить план действий, а вместе с ним — план развития внутренних ресурсов;
- Обсудить с руководством, как можно получить внешние, необходимые для достижения целей: это могут быть его или их поддержка, лоббирование вопроса у вышестоящих руководителей, обучение, финансы, сотрудники в отдел и т.п.
- Реализовать составленный по шагам, корректируя при необходимости.
Когда сотрудник "больше", чем занимаемая должность
Бывает, что сотрудник вырос из занимаемой должности, и ему нужно что-то большее.
Либо он изначально согласился на должность, меньше, чем его возможности. Так бывает, по разным причинам, в том числе, когда он неправильно оценил масштаб должности на входе. Или когда ему "продали кота в мешке": перспективы роста, масштаб задач, которых по факту не оказалось.
Либо после оптимизации процессов, введения новых технологий у сотрудника "ушла" часть его обязанностей, а новых задач не появилось.
Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию:
- Определиться со своими профессиональными и личными целями: что я хочу в перспективе 5–10 лет? Кем вижу себя через это время? Как может складываться путь к этой цели? Что не устраивает в текущем положении? Что хочу добавить: задач, сотрудников и т.п.?
- Осмотреться внутри своей компании: есть ли где приложить руки и голову там, где вы находитесь прямо сейчас? В чём узкие места? Что нуждается в улучшении, и вам было бы интересно эту задачу решить?
- Подготовить предложение с возможным решением найденной вами задачи, а также условиями, при которых вы её готовы выполнить;
- Обсудить ваш интерес к новому участку работы со своим руководителем и руководителем, ответственным за интересное вам направление;
- Получить обратную связь на ваше предложение и в зависимости от неё действовать: или заняться развитием нового для вас направления внутри компании, или искать что-то подобное на внешнем рынке труда, то, что приведёт к вашей цели.
Когда сотрудник "равен" занимаемой должности, но всё равно недоволен
Представляете, такое тоже возможно. Казалось бы, все идеально: задачи, возможности, условия, в т.ч. заработная плата… И профессионал хочет и может. А вот что-то не его устраивает.
Здесь причина — в так называемом человеческом факторе: когда есть два человека, часто — руководитель и подчинённый, собственник — наёмный менеджер, и между ними нет или не становится взаимопонимания. Когда происходит столкновение ценностей, установок, вИдения на решаемую проблему, отношения к чему-либо. Здесь же живёт — атмосфера, которая царит в компании, и которая идёт от собственника, т.к. в основе любого бизнеса личность собственника — всегда краеугольный камень.
Эта ситуация — о личных границах и взаимных ожиданиях.
Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию:
- Понять: что происходит? Что именно не устраивает в текущем положении? Что хотите взамен?
- Определить свои нормы и ценности, свои правила и принципы, от которых не готовы отказаться ни при каких обстоятельствах, а что может быть не таким значимым и приоритетным взамен чего-то другого;
- Подготовиться к разговору с собственником или руководителем о том, что не устраивает, и что хотите взамен, какие выгоды от этого получит ваш собеседник;
- Поговорить и услышать вторую сторону: о её приоритетах, ценностях и нормах, о её видении ситуации и ожиданиях от человека на вашей должности;
- Принять для себя решение: что вы можете принять и продолжить работу дальше с этим человеком, а что точно нет;
- В первом случае — возможно, что собеседник, услышит вас, если намерен вас услышать, и готов будет что-то изменить в своём поведении. Тогда нужно, что называется "переконтрактовать" ваши отношения: договориться о новых правилах игры, о контрольных точках и о том, как будет отслеживаться соблюдение новых договоренностей.
- Во втором случае, если вторая сторона ничего не готова менять в своём отношении к делу, а вы больше не готовы принимать все, как было, начать поиск того, что вы хотите, на внешнем рынке труда.
Каков бы ни был ваш случай, важно осознавать, что неудовлетворённость работой вам о чем-то говорит. Это как капризы ребёнка: за ними всегда стоит что-то большее, что не может само прорваться наружу, и задача родителя — понять, о чем нам говорит ребенок.
Точно также и здесь: за недовольством всегда есть реальное основание, осознав которое вы найдёте ключ к переходу на следующий уровень своего профессионального или карьерного роста.