Профилактика — лучший метод выживания в кризис
Кризис — сейчас самая обсуждаемая тема. Следовательно, рынок тренинга и консалтинга предлагает соответствующие ситуации программы и продукты. Рефреном звучит: кризис — это время возможностей, кризис — это время перемен, которые вы откладывали, кризис — это наилучшее время для изменений. Все это, несомненно верно. Кризис — это испытание на прочность. Возникает вопрос: а если нет кризиса, то не нужно меняться или что возможностей меньше? Есть компании, у которых всегда авралы, конфликты, сокращения даже в благоприятные времена, то есть они в постоянном кризисе. Есть и такие, которые продолжают устойчиво работать, находясь под постоянным прессингом внешней среды. Самый лучший способ противостояния кризису — это профилактика, что означает построение культуры жизни компании в условиях перемен, то есть культуры управления изменениями.
Вот несколько примеров. Зная о грядущем кризисе 2008 года один из банков Казахстана начал за год наращивать депозитный портфель. В то время, когда все "рекламировали" кредиты, он "рекламировал" депозиты. Один из экспатов, топ-менеджер в совместном предприятии говорил: "Вы прожили счастливый кусочек жизни — 4 года и всё стабильно. У нас каждый год, каждый месяц какие-то микроземлетрясения. Это не очень приятно, но зато это помогает "думать наперёд", постоянно меняться и готовится к худшему. Помните закон Мёрфи: "Если какая-нибудь неприятность может произойти, она случится".
Change Management — это просто технология
Да, кризис подталкивает нас к изменениям, и особенно к тому, как ими грамотно управлять, но в целом change management — это просто неотъемлемая часть существования бизнеса. Это его естественная среда и естественное состояние. То есть, не нужно ждать начала или окончания кризиса, необходимо начать формировать культуру управления изменениями уже сейчас.
С чего начать? С управления рисками. К сожалению, даже в самых "продвинутых" компаниях к этому относятся с "прохладцей". На уровне высшего менеджмента ещё как-то, а на уровне линейного совсем никак. Управление рисками позволяет где-то в подкорке хранить мысль о том, что гром когда-то точно грянет. Дело лишь времени.
Один из лучших способов научится управлять изменениями это проведение проекта по внедрению какого-либо изменения. Именно проекта, где есть цель, показатели, ресурсы, команда, система информирования и где есть особые инструменты change management.
К сожалению, чаще всего руководство компании бесконечно, бессистемно и беспорядочно что-то внедряет и бросает так и не добившись результата, но при этом никак не может понять, что управление изменениями — это такая же технология, как рекрутинг, реклама или производство и этому нужно научиться! Или хотя бы просто знать.
Классики об изменениях
Классиками жанра являются Д. Коттер ("8 шагов управления изменениями", "Впереди перемен"), К. Фрайлингер, Й. Фишер ("Управление изменениями в организации"), И. Адизес ("Управляя изменениями"). Вот ещё ряд авторов, книги которых можно поискать в сети: Джин Далтон, Дэвид Ульрих, Джек Зенгер, Норм Смолвуд, Карл Вайк, Питер Шолтен. Одна из последних нашумевших книг — "Выживают только параноики" Эндрю Гроува — но чтобы её читать, нужно быть морально подготовленным.
Управление изменениями — это
Как много авторов, так много и определений. Приведём два варианта:
- Управление изменениями — это структурный подход к переводу индивидов, команд и организаций из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Целью этого организационного процесса является расширение прав и возможностей сотрудников принять и поддержать изменения в их текущем бизнес-окружении.
- Управление изменениями — это процесс, инструменты и техники для управления человеческой составляющей в процессе изменений в организации для достижения требуемых бизнес-результатов, а также для осознания того, что изменения в бизнесе реализуемо в рамках социальной инфраструктуры конкретного рабочего места.
Очень часто под управлением изменением понимают именно разработку изменений. Другими словами, в ситуации кризиса спрашивают — скажите, как нам увеличить поток клиентов, как оптимизировать затраты, какой новый продукт создать. Боюсь разочаровать — ответы на подобные вопросы консультант не всегда сможет дать, хотя несомненный плюс консультанта — это кейсы клиентов, которые уже решали подобные проблемы. Как правило — это результат творческого поиска управленческой команды, если творчества не хватает, то прибегают к помощи узкопрофильных экспертов. Как это ни странно, но спрос на профессионалов высокого класса в кризис возрастает.
В управлении изменениями — ударение следует ставить на слово управление, то есть на процесс. Питер Сенге в книге "Пятая дисциплина" сказал: "Люди противятся не изменениям. Они противятся тому, чтобы изменяли их". Любые даже самые благие намерения могут быть саботированы персоналом в "громкой" или, ещё хуже в скрытой форме.
Инструменты управления изменениями
В теории и практике менеджмента под инструментом понимается схема, алгоритм действий, модель, которая помогает структурировать и ускорить процесс эффективного принятия решения. Управление изменениями — это междисциплинарная дисциплина, поэтому она включает инструментарий организационного анализа, проектного управления, управления рисками, а также инструменты, которые группируются вокруг традиционных функций менеджмента: планирование, организация, контроль, мотивация, обучение.
Что касается специфических методов, то он подразделяется на нижеуказанные категории. Как правило, каждый инструмент имеет своего автора и опробован на практике.
- Диагностические инструменты: ABCD-анализ, уравнение изменений, формула перемен (Формула Глейчера), матрица готовности компании к изменениям, методика выбора метода изменений (ре-инжениринг или организационное развитие). Данные инструменты позволяют прежде всего проанализировать текущую ситуацию и понять готовность компании к проекту по изменениям.
- Управленческие инструменты: десяти ступенчатый процесс планирования и внедрения изменений, (Д. Коттер/К. Фрайлингер), инструменты создания команды агентов изменений и формирования системы поддержки заинтересованных лиц (stakeholders), Smart-карта проекта изменений. Данные инструменты помогают спланировать и мониторить процесс внедрения, управлять командой исполнителей и управлять всеми типами ресурсов.
- Социальные инструменты: технология работы с сопротивлением персонала, прогнозирование анти-инновационных реакций, 33 причины сопротивления, окно изменений как метод убеждения, инструменты внутреннего PR, работа сопротивлением персонала, уровни вовлечения персонала, инструменты внутреннего PR и информирования сотрудников. Данные инструменты позволяют управлять атмосферой в компании и постепенно формировать корпоративную культуру, восприимчивую к изменениям.
Беда и возможность
В кризисе нет только проигравших, есть и выигрывающие. Китайский иероглиф кризис состоит из двух частей: одна из которых означает "беда", другая "возможности". Можно толковать по-разному это сочетание: в каждой проблеме скрыты возможности, или же беда подталкивает нас к тому, чтобы найти новые возможности. Как бы мы не толковали данное сочетание, первый шаг в управлении изменениями в кризисе — это формирование внутренней установки на то, что безвыходных ситуаций нет и решение находится всегда, нужно лишь заставить себя увидеть скрытые возможности.