Первый шаг в технологии KPI-Pro — формулирование миссии, ценностей и стратегического видения компании. Будем называть это корпоративной идеологией.
Подумаем вначале о миссии. Что же это такое? Отдавая дань управленческой моде, понятие миссии сейчас используют все "продвинутые" руководители, зачастую не понимая, о чем на самом деле идёт речь. В каждом учебнике по менеджменту разнообразные "гуру" учат нас, что у любой организации обязательно должна быть миссия, как это важно, и что без миссии жизнь на Земле, вообще, невозможна. Как следствие, сейчас все труднее и труднее встретить бизнес-организацию, у которой миссия не сформулирована и не красуется на самом видном месте главной странички сайта. Давайте разберемся.
Миссия — это послание о предназначении. Но весь вопрос в том, что понимать под предназначением компании. Чаще всего миссию формулируют как набор наиболее общих целей организации или как выражение ценности, предлагаемой для потребителей. Подобных примеров великое множество. Такие формулировки можно назвать как угодно: "бизнес-идея", "бизнес-концепция", "бизнес-функция", "ценностное предложение", "цели бизнеса", но только не миссия. Так и хочется спросить у людей, которые эти "миссии" придумали: скажите, а что произошло бы с вашими компаниями, если бы вы производили продукцию низкого качества и продавали её по высоким ценам? Если бы вы не получали прибыль? Если бы ваши средства перемещения были ненадёжными? Если бы вы выпекали невкусный хлеб и не обеспечивали сервис для своих клиентов? Если бы ваши акционеры не получали доход от вашей деятельности? Ответ: ничего хорошего. Вернее, вашей организации уже бы давно не было в живых.
В таких формулировках "миссий" приведены базовые цели и функции бизнеса, без выполнения которых организация просто не сможет выжить. Эти цели вынужденные, пассивные. Их не выбирают. Они должны достигаться по умолчанию, ибо они встроены в природу бизнес-организаций. Так какая-же это миссия?? Это равносильно тому, если сказать, что миссия любого человека — зарабатывать деньги, чтобы не умереть от голода, и заботиться о своём здоровье, чтобы без бед дожить до глубокой старости. Но ведь это не миссия, а всего лишь необходимое условие выживания.
Если миссия и цели — это разные слова, то и смысл у них должен быть разный. Если же смысл у них одинаковый, то давайте использовать что-то одно. Например, оставим в покое миссию и будем говорить только о целях. Если же все-таки красивое слово миссия нам нравится, то давайте договоримся, что это такое, и чем миссия отличается от целей компании.
Миссия должна выходить за пределы бизнеса. Это не цель. Это путь, процесс. Миссия — выражение смысла бизнеса в виде процесса, ведущего к качественным, иногда кардинальным изменениям в жизни социума. Хорошее определение. Не помню, где я его нашёл. Спасибо автору.
Миссия показывает вклад организации в развитие отрасли, города, страны, общества. Это не благотворительность и не социальная ответственность. Хотя они безусловно важны как средства реализации миссии. Главное в миссии — влияние на окружающий мир посредством своей деятельности. Миссионерские бизнес-организации тоже зарабатывают деньги, удовлетворяя потребности своих клиентов и покупателей. Но влияние таких организаций идёт дальше решения проблем клиентов. Они претендуют на особую социальную роль в обществе.
Итак, в чем состоит особенность и назначение миссии организации:
- глубинная сущность миссии — объединение бизнеса и общества путём создания продукта, потребительские свойства которого усиливают качественные изменения в жизни людей.
- миссия показывает социальную роль организации во внешней среде, её вклад в развитие общества, страны, города, отрасли, профессии.
- назначение миссии — стабилизация и развитие бизнеса за счёт подключения компании к ресурсам внешнего мира.
- миссия — это мощный мотивационно-энергетический ресурс, позволяющий мобилизовать сотрудников.
- миссия выходит за пределы бизнеса, но учитывает его специфику.
- получение прибыли, удовлетворение потребностей покупателей, развитие технологий, повышение качества продуктов и услуг — это не миссия, а цели бизнеса.
Миссия может называться миссией только тогда, когда она отражает попытки руководителей компаний осмыслить и выразить в словах социальную роль бизнеса, выходящую за пределы удовлетворения потребностей и решения проблем клиентов. В таком виде миссия приобретает особый смысл и важность для организации. Она важна для людей, работающих в организации. Это сильный мотиватор. Она важна для руководителей и собственников, так как формирует уникальный имидж миссионерской бизнес-организации и формирует лояльное отношение и доверие к ней со стороны потребителей, органов власти, инвесторов. А уникальный имидж — это уже конкурентное преимущество! Стало быть, миссия — это не только красивые слова. Это важный нематериальный актив, работающий на достижение целей бизнеса. Миссия — это основа для формулирования проактивных целей организации. Это цели, идущие "изнутри, а не извне". Мы их формулируем по собственной воле и инициативе, без принуждения и насилия, поскольку они отражают наши жизненные устремления и ценности. Например, руководитель одной известной российской компании заявил, что "миссия нашей компании — развитие инновационного потенциала России". Но эта миссия осталась бы простым заявлением, если бы она не работала на практике. Когда же в этой компании возникла дилемма: где строить новый завод — в России или в Китае, то руководители компании обратились за помощью к миссии и сформулировали стратегическую цель — построить завод в России, — хотя экономические расчёты были в пользу другого варианта. Выходит, что миссия служит ориентиром при принятии сложных решений и постановке целей компании, и миссионерские организации об этом знают. Давайте подумаем об этом.