Любая организация создаётся для удовлетворения интересов и достижения целей самых разных групп людей. Основные группы, оказывающие на деятельность организации наиболее сильное влияние, — это собственники, клиенты, руководители и персонал. Каждая из этих групп в чем-то заинтересована и чего-то хочет от деятельности организации. Поэтому их так и называют — заинтересованные стороны. У представителей одной и той же группы схожие цели и намерения, которые они пытаются осуществить посредством организации. И такую возможность организация должна им предоставить, иначе они, в свою очередь, перестанут выполнять свои функции по отношению к организации, что приведёт либо к её гибели, либо к существенному подрыву эффективности бизнеса. Ни то, ни другое никому неинтересно. Стало быть, необходимо искать баланс целей различных групп влияния, заинтересованных в существовании и деятельности организации.
При формулировании целей организации важно понять простую вещь: любая организация обслуживает разные группы людей и выступает как инструмент для достижения их целей. Следовательно, цели организации — это их цели, ибо за каждой целью стоит чей-то интерес.
Какие цели преследуют собственники организации? Это, прежде всего, повышение прибыльности и рост стоимости бизнеса. Для большинства собственников организация — это "станок для печатания" денег. Ведь известно, что идеальный бизнес — это "бизнес, которого нет", но который генерирует денежный поток. Это мечта любого собственника.
Продвинутые собственники, помимо чисто финансовых целей, стремятся реализовать с помощью бизнеса свои ценности и повысить собственный статус в обществе, стать известной и влиятельной личностью в городе, стране и т.д. Это "чистые" цели собственников и им, вообще говоря, нет дела до целей клиентов, руководителей или персонала. Но ведь без них организация существовать не сможет.
Обратимся теперь к целям персонала. Ради чего люди жертвуют свободой и приходят в организацию? Безусловно, базовые интересы — это материальное благополучие, финансовая стабильность, уверенность в будущем. Но это также и карьерный рост, и признание, и уважение, и общение, и развитие профессионализма, и реализация своих жизненных ценностей. Человеку много чего надо, и он надеется получить это с помощью организации. И организация должна такие возможности людям предоставить.
Руководители — это часть персонала и поэтому им присущи те же самые понятные и человеческие цели, как и всему остальному персоналу. Но, вместе с тем, у руководителей имеются специфические цели, отражающие их особую роль в организации. В чем же заинтересованы руководители? По существу, это развитие и повышение эффективности предприятия. Если этого не будет, организация не сможет играть роль "печатного станка", и руководители не смогут выполнить свои функции и обязательства перед собственниками бизнеса. Поэтому любой руководитель заинтересован в том, чтобы его организация непрерывно развивалась и работала как хорошо отлаженный и "смазанный механизм", чтобы у сотрудников была высокая мотивация, квалификация и исполнительская дисциплина, чтобы все решения исполнялись быстро и чётко, чтобы были низкие издержки и высокое качество продукции и услуг фирмы.
Цели бизнеса идут от рынка, это цели клиентов — потребителей, покупателей, поставщиков, инвесторов, партнёров, органов власти — всех, кто так или иначе связан с организацией и заинтересован в её существовании.
Цели бизнеса — это не рост прибыльности компании, а решение проблем клиентов, повышение их удовлетворённости и лояльности, создание конкурентных преимуществ, расширение и сохранение клиентской базы, углубление спроса на продукцию и услуги предприятия, рост объёмов продаж и доли рынка компании. Цели всех заинтересованных сторон логически взаимосвязаны, но и цели собственников, и цели персонала (в том числе руководителей, как сотрудников организации) могут быть достигнуты только при условии достижения целей бизнеса.
Таким образом, цели организации должны отражать интересы собственников, клиентов, руководителей и персонала. Другими словами, система целей должна быть сбалансированной. Чуть позже мы вернёмся к этому вопросу, когда будем рассматривать методику формулирования целей организации в формате сбалансированной системы показателей (BSC — Balanced Score Card).
- Абакан
- Альметьевск
- Анапа
- Архангельск
- Астрахань
- Байкал
- Балаково
- Барнаул
- Белгород
- Бийск
- Благовещенск
- Братск
- Брянск
- Великий Новгород
- Владивосток
- Владикавказ
- Владимир
- Волгоград
- Волжский
- Вологда
- Воронеж
- Геленджик
- Горный Алтай
- Грозный
- Дзержинск
- Екатеринбург
- Златоуст
- Иваново
- Ижевск
- Иркутск
- Йошкар-Ола
- Кавказские Минеральные Воды
- Казань
- Калининград
- Калмыкия
- Калуга
- Каменск-Уральский
- Кемерово
- Киров
- Комсомольск-на-Амуре
- Кострома
- Краснодар
- Красноярск
- Крым
- Курган
- Курск
- Липецк
- Магадан
- Магнитогорск
- Махачкала
- Миасс
- Москва
- Мурманск
- Набережные Челны
- Нальчик
- Находка
- Нефтекамск
- Нефтеюганск
- Нижневартовск
- Нижнекамск
- Нижний Новгород
- Нижний Тагил
- Новокузнецк
- Новороссийск
- Новосибирск
- Новочеркасск
- Омск
- Орёл
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Петрозаводск
- Петропавловск-Камчатский
- Псков
- Республика Тыва
- Ростов-на-Дону
- Рязань
- Самара
- Санкт-Петербург
- Саранск
- Сарапул
- Саратов
- Севастополь
- Симферополь
- Смоленск
- Снежинск
- Сочи
- Ставрополь
- Стерлитамак
- Сургут
- Сызрань
- Таганрог
- Тамбов
- Тверь
- Тольятти
- Томск
- Туапсе
- Тула
- Тюмень
- Улан-Удэ
- Ульяновск
- Уссурийск
- Уфа
- Хабаровск
- Хакасия
- Ханты-Мансийск
- Чебоксары
- Челябинск
- Череповец
- Черноморское побережье
- Чита
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Ялта
- Ярославль