Стимулирование малого бизнеса — тренд последних лет. Безусловно, это веяние не обошло стороной и сферу государственных и муниципальных закупок.
На правовое регулирование этого сегмента рынка направлен действующий Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который в качестве одного из принципов заявляет принципы открытости и прозрачности, а также принцип обеспечения конкуренции (ст.7, ст.8).
Контрактная система в сфере закупок имеет своей целью создание абсолютно равных условий для "входа" любому потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) вне зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц, статуса физического лица (ИП и без регистрации такового).
Таким образом, участие малого предпринимательства, а в терминологии Федерального закона №44-ФЗ — "субъектов малого предпринимательства" (СМП), допускается и даже стимулируется действующим законодательством в сфере государственных и муниципальных закупок.
Критерии отнесения организаций и ИП к числу СМП определены ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ"О развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Основные критерии приведены ниже:
Критерий
Значение критерия:
- Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год — не более 100 чел.
- Предельное значение дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год — 800 млн.руб.
- Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале — не более 49%.
Преференции для СМП:
- предусмотрена обязанность заказчиков осуществлять закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объёме, не менее чем 15% СГОЗ (ст.30 Федерального закона №44-ФЗ), при этом начальная максимальная цена каждого из контрактов не должна превышать 20 млн.руб.;
- привлечение к исполнению контракта, заключаемого на общих основаниях с участником "не СМП или СОНО", субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО в размере не менее 5% от цены контракта;
- уменьшенный размер обеспечительных мер, в частности обеспечение заявки не может быть более 2% от начальной цены, заявляемой заказчиком в качестве максимальной;
- максимальный срок платы по контрактам с СМП и СОНО — 15 рабочих дней.
Принадлежность к СМП или СОНО подтверждается участником декларативно в свободной форме (ч.3 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ).
Стоит отметить, что закупки в сфере образования (в том числе услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации по контрактной системе) для обеспечения государственных и муниципальных нужд довольно часто проводятся с предоставлением указанных выше преференций.
При этом, выступая в качестве потенциального исполнителя, некоммерческим образовательным организациям важно помнить, что в заявке необходимо позиционировать себя как социально ориентированную организацию, а не как СМП.