Почему соискатели всё чаще выбирают компании, обучающие свой персонал? Почему тренинги работают лучше всего и в каком случае индивидуальное обучение лучше корпоративного? Какие тренинги оказываются самыми эффективными и что важно в организации тренинга. Обо всём этом, и даже о том, как очень просто научиться выступать без шпаргалки — в этом материале.
Независимо от масштабов бизнеса — крупный, средний или малый — компании всё чаще приходят к тому, что персонал необходимо обучать, повышать уровень его компетентности и взаимодействия между собой. Чаще всего в качестве формы корпоративного обучения выбирают тренинги. Разберёмся, являются ли тренинги лучшим выбором.
Тренинг: терминология, виды, особенности
Прежде всего тренинг — это форма обучения. Тренинг направлен на приобретение новых знаний и изменение неэффективных установок. Корпоративный тренинг — значит тренинг для сотрудников одной компании.
Основные отличия тренинга от других форм обучения:
- На лекции или семинаре обычно работает один спикер, а в ходе тренинга активны все участники — вся группа вовлечена в активное взаимодействие с тренером и друг с другом.
- Тренинг включает в себя дискуссии, обсуждения, упражнения и пр.
- В тренинг включены ролевые игры, значение которых в обучении огромно.
Таким образом, тренинги от семинаров отличаются между собой прежде всего активной вовлеченностью и разнообразием форм и приёмов внутри мероприятия.
Корпоративные тренинги классифицируют по-разному, например, у ManGO! Games бизнес-тренинги сгруппированы по видам эффективности, но условно все тренинги можно разделить на:
- Бизнес-тренинги по обучению коммуникации.
- Бизнес-тренинги по формированию профессиональных навыков.
При обучении коммуникации участники учатся эффективно взаимодействовать с условными клиентами, заказчиками, партнёрами и друг с другом. В начале тренинга обычно чётко проговаривается цель, например, научиться правильно реагировать на нестандартные ситуации.
Что касается обучения профессиональным навыкам, то это прежде всего вызов времени: мир меняется и требует, чтобы участники бизнес-процесса приобщались к новинкам и открытиям. Такие тренинги бывают одинаково полезны как новичкам, так и старожилам компаний.
Особенность корпоративных тренингов в том, что руководитель компании может с их помощью обучить своих сотрудников умениям и навыкам, необходимым для этой конкретной компании, что позволит развивать бизнес в нужном для компании направлении.
Корпоративные тренинги вместе с соц.пакетом являются конкурентным преимуществом компании и инструментом рекрутинга. Молодые сотрудники всё меньше ограничиваются просто получением зарплаты раз в месяц: они ищут место, где можно было бы развиваться и повышать свой профессиональный уровень. Статистика доказывает, что сотрудники компаний, где практикуются образовательные программы, более довольны своей работой, чем те, где обучения не проводят.
Тренинги повышают эффективность сотрудников и их квалификацию в различных аспектах бизнеса. Кроме того, взаимодействие сотрудников в неформальной обстановке помогает им обмениваться опытом и укрепляет командный дух.
Вывод простой: тренинги всегда уместны, но разнообразие их велико, поэтому важно грамотно выбрать, спланировать и организовать тренинг, от чего и зависит его эффективность и выгода для конкретной компании.
Что важно при организации тренинга
Тренинги проводят в офисе компании или в арендованном учебном классе. Второй вариант более удачен, поскольку сотрудники таким образом смогут полноценно переключиться на обучение, отвлёкшись от работы.
Это должно быть светлое и просторное помещение, удобное, функциональное и располагающее к познанию нового.
Для грамотной организации тренингов и семинаров важно использование проектора, экрана, доски или флипчарта — средств для визуализации.
Если тренинг длится 5–6 часов, важно продумать возможность перекусить, попить чаю или кофе.
Самым главным является выбор тренера или компании по организации тренинга. Именно она займётся сбором требований и сможет подобрать тему, формат, программу и длительность обучения для максимальной пользы.
Тренинг — это самая распространённая форма корпоративного обучения, которую ни в коем случае нельзя причислить к модным и мимолётным явлениям. Разнообразие методов, применяемых в рамках тренингов, мастерство бизнес-тренеров позволяют получить быстрый и устойчивый эффект корпоративного обучения, поэтому тренинги — лучшая инвестиция в будущее своего бизнеса.
Корпоративный тренинг или одиночное обучение
Если тренинги так эффективны, то не выгоднее ли отправить одного-двух представителей компании на соответствующий тренинг, чтобы они потом поделились опытом с остальными? Давайте разберемся.
Например, в компании проблемы с планированием и руководство отправляет одного сотрудника на подходящий тренинг. Таким же образом выбираются подходящие тренинги и семинары по другим проблемным моментам. Это ведь так удобно: только несколько людей и в разное время отлучаются от работы, не прерывая весь рабочий процесс, возвращаются и делятся знаниями с коллегами, в результате чего вся компания получает навык планирования и другие необходимые навыки, а тратится на обучение только нескольких сотрудников.
Это хорошо звучит, но, к сожалению, не работает. Во-первых, то, что оторвётся от работы всего один человек, это иллюзия. Обучая коллег, этот сотрудник точно так же будет отвлекать время каждого, кого он будет учить, а не будучи профессионалом, времени ему придётся потратить больше.
Во-вторых, компании, которые применили такой метод, заметили недостаток информации, её искажение и недостаточный профессионализм обученного коллеги, что значительно снизило эффективность передачи опыта другим сотрудникам.
Это неудивительно. По статистике информация воспринимается человеком в таких пропорциях:
- Услышал — 70%,
- Понял — 50%,
- Пересказал — 10%.
10% очень мало для полноценной передачи знаний. Кроме того, один человек не способен мыслить масштабами компании. Он склонен больше внимания уделить моментам, которые важны для него, его должности и его роли в компании. Но при этом он склонен и упускать менее значимые или очевидные для него моменты. При таком подходе у команды не сложится полноценная картина. Не каждый способен и донести информацию, как профессиональный спикер. Учить тоже умеет не каждый. В результате эффект слабый.
Совсем другие результаты даёт корпоративное обучение. Корпоративный тренинг показывает коллективу заботу о нем. Сотрудники видят, что их ценят, в них вкладываются. Рассмотрим возможности и преимущества корпоративного обучения и сравним его с индивидуальным.
ТИмбилдинг-обучение
Если в компании работают люди, для которых новые знания — праздник, обучение может стать отличным тимбилдингом. Получить новые навыки для многих даже более интересно, как отдохнуть на шашлыках.
Доверие к спикеру
Если обучает признанный тренер, ему невольно доверяешь и активнее воспринимаешь информацию. И наоборот, когда начинает учить коллега, который ещё вчера ничего не знал, это снижает доверие к обучению, обучающий неспособен открыться навстречу новым знаниям.
Убеждение
Часто речь идёт не просто о передаче знаний, но и о том, чтобы убедить слушателей пользоваться новыми методами, приёмами, подходами. Коллега вряд ли найдёт в себе столько убедительности.
Каждый возьмёт важное для себя
Во время тренинга каждый может задать спикеру свой вопрос. У спикера намного больше опыта, чем у коллеги, который пересказывает полученную информацию. Коллега не ответит на специфические для вашей работы вопросы. Кроме того, корпоративное обучение позволяет отработать взаимодействие практическими упражнениями и играми, чего не будет при передаче знаний в режиме коллега-коллеге.
Общая эффективность
Сегодня недостаточно переманить хорошего специалиста, нужно вкладывать в команду и в каждого отдельно. Именно этим хорош корпоративный подход. За каждую единицу времени в обучении вся команда значительно поднимает свою эффективность.
Экономия ресурсов компании
Собрать двадцать сотрудников намного эффективнее, чем дать задание каждому освоить тот или иной материал. Самостоятельное изучение может растянуться на недели, а после качественного тренинга сотрудники сразу могут использовать полученные знания и опыт.
Проработка "болей" команды
Если корпоративное обучение подготовлено качественно, тренер во время обучения учитывает особенности и проблемы именно этого бизнеса именно в этот период. Поэтому обучение всегда актуально для конкретной группы людей и решает их текущие проблемы. В другой компании тот же тренинг будет другим, как и тот же тренинг в этой компании через год, к примеру.
В чём плюс одиночного обучения
Исключать индивидуальное развитие нельзя даже при всех преимуществах корпоративного обучения. Иногда оно очень эффективно. Часто это касается узкоспециализированных должностей.
Если в компании один дизайнер, совершенно невыгодно и ненужно устраивать всей компании обучение по шрифтам и премудростям создания макетов, или если в компании только один HR-специалист, достаточно только его отправить на обучение по инструментам мотивации.
Любой формат обучения будет полезным, если грамотно подобрать его под текущие потребности и выбрать эффективных тренеров. Если руководители будут развивать свой коллектив и учитывать озвученные закономерности, у компании просто не будет шансов оставаться на месте.
Бонус: как использовать приём римской комнаты, чтобы запомнить много информации
Во время тренингов применяется масса эффективных приёмов, помогающих освоить информацию быстро и надёжно. Хотите проверить на себе, как готовые приёмы помогают становиться эффективнее? В качестве бонуса делимся "методом римской комнаты", который помогает быстро запомнить много информации. Вы сможете освоить его сами!
Истории известен великий оратор Цицерон, особенностью которого было то, что он во время выступлений не использовал бумажек, шпаргалок и подсказок. Он даже цитаты приводил исключительно из памяти.
Как ему это удавалось? Сегодня секрет раскрыт и каждый может его использовать. Предшественником метода комнаты был "метод мест", связанный с одним трагичным случаем, произошедшим с поэтом Симонидом. После участия поэта в одной трапезе, не успел он уйти, как потолок зала обвалился, накрыв всех присутствующих. Когда Симонида попросили опознать тела, он сумел восстановить в памяти каждого, связывая лица гостей с занимаемыми местами.
Так же поступал и Цицерон. Только он сам ходил по комнате и готовился к выступлению, привязывая информацию к тем или иным предметам комнаты. Поскольку он двигался, метод ещё называет "дорога Цицерона". Перемещаясь по комнате, Цицерон привязывал к интерьеру нужные данные, а находясь на сцене, мысленно перемещался по той же комнате, вспоминая и воспроизводя свой путь. Для отработки метода можно выбрать собственную комнату, любое помещение или дорогу на работу. Главное выбрать маршрут, пусть даже мысленный, и научиться воспроизводить его без подсказки. Но изначально подсказки в письменном виде, конечно, готовятся.