В XXI веке невозможно быть по-настоящему успешным, если у тебя нет коуча. Коучи есть у всех: у спортивных команд, у победителей "Формулы 1", у миллиардеров, у звёзд, у успешных СЕО. Если у вас никогда не было коучинговой сессии — вы динозавр.
В этой статье мы расскажем что такое коучинг. На постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Часто коучей сравнивают с тренерами и консультантами, но это не правильно.
Настоящие коучи вообще ничему не учат.
Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?
Коуч:
- Учился в сертифицированной школе коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат.
- Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услуги.
- Задаёт много вопросов. Много рассказывает, даёт советы. На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифрой.
- Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг).
- Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек.
Шарлатан:
- Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе.
- Не вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования.
- Не называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить "сколько можете".
- Готов работать с любым запросом.
- Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра.
По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?
Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:
- Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
- Установление баланса между работой и личной жизнью.
- Решение сложных ситуаций.
- Достижение максимальной производительности на работе.
- Решение бизнес-и личных проблем.
- Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
- Повышение продаж.
- Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
- Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на…
- Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
- Ускорить моё собственное развитие.
- Разработать путь моего собственного роста.
Пример конкретных запросов, с которыми мы работали:
- Какое развитие карьеры выбрать.
- Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
- Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
- Как поговорить с акционером о своём развитии.
- Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
- Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
- Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
- Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
- Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
- Найти бойфренда к концу года.
- Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
- Повышение уровня самочувствия и энергии.
- Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
- Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
- Похудеть на 5 кг за 3 месяца.
Как выглядит обычная коучинговая сессия?
Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.
Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос — некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.
Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.
Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.
Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW, которую придумал Уитмор:
- Goal — какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
- Reality — опиши свою ситуацию сейчас.
- Options — какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
- Will — что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?
Одна из задач коуча — поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.