"Извини, ну извини меня пожалуйста, я не хотел(-а)" — это одна из тех фраз, которая убивает все взаимоотношения и любую коммуникацию.
Вспомните случай когда Вы красиво и аккуратно оделись для какого-то торжественного случая и в таком виде какой-то мудак наступает Вам на ногу, пачкает обувь, а иногда царапает ее, поворачивается к Вам и мило отвечает: "Ой, извини меня, я не специально" и отворачивается… просто берёт и отворачивается. Что Вы думаете о нём в этот момент? Муд…к, ган…он, ур…д? Но делаете это тихо, с улыбкой. Почему? Да потому что он извинился. Давайте разберём эту коммуникацию более подробно.
Извинившийся человек своим извинением не извиняется на самом деле, он как бы снимает дальнейшую ответственность за свои действия, типа, ну испортил человеку туфли, ну испачкал штаны, ну ведь я же извинился, а значит он должен (хотя никто никому ничего не должен) меня простить и сам устранить все свои проблемы. Что произошло с вашей стороны? Вы считаете так же, но он ведь извинился, значит формально я должен его простить и убрать все свои претензии, а со своей проблемой справиться сам. Но внутри все кипит, а Вы вынуждены улыбаться. Направить агрессию на своего извинителя Вы формально не можете, но выплеснуть куда-то её надо, и Вы выплёскиваете её на того, кто попался под руку, знакомо?
Вот так, от простого звука извините конфликт никуда не уходит, Вы просто временно затыкаете дырку выплеска эмоций, но будьте уверены, конфликт назреет и куда-то выйдет, возможно и на близкого Вам человека, а если извинились Вы, то и на Вас, но уже с большей силой. Ну ладно, если дело в синяке на ноге или испорченных туфлях за 1500$ (у меня такое было на свадьбе друга) — это можно быстро исправить, а если дело касается совместного проекта, когда кто-то проспал или сделал что-то не так, как требовалось, он перед всеми извинился и таким образом переложил ответственность за косяк на всех, а теперь все за него должны это разгребать.
Самое важное понять, что слово извини — это всего лишь колебание воздуха, которое не обращает время вспять, оно не лечит раны и не чинит сломанные вещи. Это слово служит лишь временной задержкой негативной ответной реакции, и если не решить конфликт во время этой задержки, то будьте уверены, что все это куда-то и во что-то выльется. После слова извини всегда должна быть реакция по устранению нанесённого ущерба не только восполняющая убытки, но и сверх реакция, которая приносит пользу тому, кому принесли ущерб.
К сожалению, если Вы несколько раз по своей неосторожности нанесли кому-то ущерб и отмазались банальным "Ой, извини я не хотел(-а)" и Вам это сошло с рук, а конфликт вылился в другую сторону, то Вас ждёт серьёзная опасность формирования такого паттерна формирования шизофренной коммуникации, когда все вокруг Вам будут улыбаться, ведь Вы же очень обходительны и перед всеми извиняетесь, а за спиной все будут считать Вас полнейшим муд…ком. Но поскольку Вы то этого не понимаете, а конфликт за вашей спиной все растёт и растёт, однажды все это выльется на вас, и теперь Вы всех считаете муд…ками, не подозревая, что этим идиотским словом просто отсрочивали конфликт.
Как же выбраться из этой ситуации? Во-первых, делайте все, чтобы жить так, где вам не придётся извиняться, во-вторых, если уж Вы не смогли все сделать правильно, возьмите всю ответственность за ущерб на себя. Вот как только Вы взяли ответственность и начали его исправлять, искренне со всей отдачей, как Вы считаете, что будет делать пострадавший? При виде этого он искренне не останется в стороне и сделает все возможное, чтобы Вам помочь. И только тогда конфликт может быть исчерпан.
Это одно из золотых правил коммуникации успешных людей. Успешный человек нанеся Вам ущерб никогда не повернётся к Вам, мило извинится и отвернётся. Успешные люди никогда не провоцируют конфликтов ни внешних, ни внутренних, а самые нелепые ситуации трансформируют в выгодные. Если хотите, чтобы человек который поступил так по отношению к Вам задумался, сделайте так, чтобы он узнал об этом, прочитал об этом или от кого-то услышал.