В 1974 году американский психиатр Фрейденберг ввёл такой термин как "burn-out". На русский язык его можно перевести как "эмоциональное сгорание" или "профессиональное выгорание". Тема "профессионального выгорания" (по тексту ПВ) — бич и боль нашей современности. Производственные стрессы, напряжённый график, неудовлетворённость оплатой труда, отсутствие поощрений (элементарной похвалы от руководства), нехватка сна — все это оказывает влияние на наше психическое состояние. Что же это за зверь такой?
Это состояние, которое характеризуется умственным, эмоциональным и физическим истощением на фоне хронического стресса.
Наша нервная система имеет лимит общения, выполнения задач и ресурсов, индивидуальных для каждого человека. Поэтому современные психологи склонны считать, что (ПВ) является своеобразным защитным механизмом. Организм просто "вырубает" эмоции, сохраняя себя и некоторые системы (нервную, эндокринную, сердечнососудистую).
Причин (ПВ) много, вот некоторые из них
- Профессии.
Педагоги, медики, продавцы, психологи, руководители и социальные работники — те, кому по должности положено быть всегда в хорошем настроение, "на позитиве" и с огоньком в глазах, в противном случае теряется компетентность. Они же первые в "зоне риска", так как тесно связаны с общением и с людьми. Но и домохозяйки не исключение (риск — однообразие и рутина). - Тип личности.
Максималисты — люди, которые считают, что у них должно быть все идеально и правильно, иначе наступит конец света. Ответственные сотрудники, а также те, кто ставит общественные приоритеты выше личных. Мечтатели — думают, что они идеальны и у них все получается, хотя это не всегда так. Завышенное ожидание порождает разочарование. - Соответствие выполняемой работы типу личности.
Кто-то хорошо справляется с рутинной работой, творческие личности любят свободу действий, некоторые выкладываются на краткосрочных проектах, а потом сдуваются. Здесь важна правильная организация труда, и задача в первую очередь ложится на плечи руководителя.
Как сказал Гиппократ: "Болезнь легче предотвратить…", а потому профилактика ПВ…
- Один из действенных способов — оставить рабочие проблемы на работе. Выходя из офиса, можно придумать себе ритуал. Например, вытереть ноги, посмотреть в зеркало и т.д. Жить только работой и думать о ней 24 часа в сутки — это перебор.
- Источник энергии в нашем физическом здоровье. А потому: питание, спорт и отсутствие вредных привычек.
- Установить границы. Свести к минимуму общение с негативно настроенными к вам людьми, советчиками, критиканами, "токсичными" коллегами.
- Делать перерывы во время рабочей смены (прогулки в обед, общение в перерывах о птичках, рыбках, погоде, но не о рабочих проблемах).
- Телефоны, компьютеры и планшеты забирают часть энергии. Хотя бы за 2 часа до сна имейте мужество расставаться с этим сокровищем.
- Заняться творчеством, найти хобби, чаще посещать мероприятия, которые не имеют ничего общего с работой.
- Научиться управлять стрессом.
Чтобы не перепутать (ПВ) с похожими состояниями или депрессией, ниже основные симптомы, разделим их на 3 группы по изменениям:
- физические: хроническая усталость, сонливость, головные боли, слабость, бессонница, изменение веса, боли в спине, мышцах и суставах, повышенное давление;
- поведенческие: замкнутость, нежелание общаться с людьми, перекладывание ответственности, уклонение от обязанностей, обвинения других, агрессия, проявление зависти, постоянные жалобы (погода, правительство виновато), негативное и пессимистическое мышление;
- психологические и эмоциональные: апатия, безразличие, разочарование, потеря веры в себя, вспыльчивость, постоянное недовольство и плохое настроение.
Для более глубокой диагностики (ПВ), в интернете есть специальные тесты-опросники (например, разработки В.В. Бойко, Маслач и др.).
Что делать, если вы уловили у себя один или несколько симптомов?
В первую очередь задать себе вопрос: "Нравится ли мне делать то, что я делаю?".
Здесь важно учесть, что не все бывает гладко. На работе случаются и конфликты, и неудачи, но чувство радости должно преобладать. Если однозначный ответ для вас — "Нет", на первых стадиях (ПВ) поможет "рецепт" из 3-х шагов.
- Шаг первый — замедление. Пересмотрите свой график, делегируйте полномочия, откажитесь от идеи все держать под контролем. Научитесь говорить "нет" и отказывать коллегам, если работа не входит в ваши обязанности. Возьмите отпуск.
- Шаг второй — общение. Не стоит замыкаться в себе и сторониться общества. Найдите поддержку в кругу близких и друзей, больше контактируйте с позитивными людьми.
- Шаг третий — пересмотр целей и приоритетов. Смена работы, новый вектор в жизни, хобби по душе, которое вас отвлечет.
И в заключении
Профилактика "выгорания" — прежде всего благоприятный климат в коллективе. Отсутствие конфликтов, интриг, соперничества даёт сотруднику позитивную эмоциональную подпитку, которую не нужно искать где-то там, "на стороне". Давайте не забывать, что каждый из нас, приходя на работу, приносит с собой частичку себя, своего настроения, своей энергетики. Из этого и складывается общий микроклимат.
А если мы будем нести в офис или на производство не болезни и неудовлетворённости жизнью, не домашние проблемы и плохое настроение, а немного позитива? Возможно, нам станет комфортнее работать?
Главное — начать с себя. Что я могу дать хорошего своим коллегам? Может быть, для начала, зайдя в кабинет, улыбнуться и пожелать всем Доброго утра?
Приходите на наш Тренинг-практикум "Психология изменений и производственная коммуникация" 7 ноября.
Регистрируйтесь по ссылке ниже в строке "Источник" или пишите Alina. Savenkova@tms-cs.ru, звоните +7 915 298-13-43.