Иногда руководителя увольняют без объяснения причин.
В таких случаях команда может неосознанно оставаться ему (ей) лояльной, и это значит, что у нового руководителя просто не будет шансов на успех. Но если взглянуть на такую ситуацию с точки зрения системного подхода, действия сотрудников можно оценить как конструктивный вклад.
Каждый раз, когда команда отвергает нового руководителя, система требует внимания ко второй фундаментальной потребности: признанию её истории. В данном случае, к признанию вклада в общее дело уволенного руководителя, даже если для увольнения были веские причины.Если вклад оценен по достоинству, команда свободна и может воспринять нового лидера. Система приходит в равновесие. Симптом отработал: системное препятствие, ослабляющее организацию, устранено.
Способность организационной системы к саморегуляции.
Благодаря своей способности к саморегуляции, живые системы организаций реагируют на нарушения, которые угрожают жизнеспособности системы.
Известный пример: когда становится слишком жарко, мы потеем. Наша реакция (потоотделение) является одновременно и предупреждающим сигналом, и восстанавливающей равновесие реакцией системы. Окружающий мир предупреждает: осторожно — жара! Наш организм реагирует, выделяя пот, охлаждающий тело.
В организациях происходит такая же саморегуляция, которая сопровождается сигналом и восстановительной реакцией. Тем не менее, этот процесс может серьёзно повлиять на поведение сотрудников, и люди, увы, не осознают это влияние. Обычно они и понятия не имеют, что, на самом деле, это система "использует" их, и что, так или иначе, они работают на благо большего целого. Точно так же, как потовые железы не знают, как и зачем их деятельность нужна организму человека, или как слоны не подозревают, что защищая потомство от опасности, они служат выживанию вида. Целое направляет свои части. Эти сигнальные и восстановительные реакции являются автоматическим ответом на нарушение равновесия в системе и потерю энергии, в результате отсутствия адекватного удовлетворения одной или более из пяти фундаментальных потребностей системы.
Способность системы к саморегуляции основывается на использовании системой отдельных её частей. Люди, команды, функции или другие элементы могут неосознанно начать демонстрировать поведение, которое мы квалифицируем как проблемное. Но в то же время мы можем научиться опознавать такое поведение как проявление чего-то важного для жизнеспособности системы, которое нуждается в нашем внимании.
Мы называем это неосознанной лояльностью. Системный подход пробует определить с точностью, чему лояльны люди, и какой баланс таким образом восстанавливает саморегуляция. Такой угол зрения открывает новые перспективы, особенно при столкновении с поведением, которое трудно объяснить. Здесь логично возникает вопрос: на что такое специфическое поведение пытается обратить наше внимание? Какие из пяти фундаментальных потребностей систем не удовлетворены? Что отсутствует и что пошло не так?
Перевод Светланы Котляренко.
Семинар "Организационное консультирование и коучинг" пройдёт 24–25 января в Москве.
Антон де Кроон впервые в России. Выдаётся сертификат Нидерландского Института Б. Хеллингера.
Подробнее почитать можно ниже по ссылке в разделе "Смотрите также" или в строке "Источник".
Регистрируйтесь +7 903 682-66-55 Наталья, systemic-leadership@yandex.ru
|
|
||
vsetreningi.ru. | ||
|
||
10 января 2020. |