Сейчас Россия рискует "проспать" очередную технологическую волну онлайн технология разрешения споров. Данная тема настолько актуальна, насколько актуальна тема электронной коммерции, электронных госуслуг, международных споров. Потому что во всех перечисленных сферах объективно возникают конфликты. Сейчас в России увеличиваются "ножницы" между современными информационно-коммуникационными технологиями и "привычными" способами разрешения споров в судах, основанными на технологиях прошлых веков.
В онлайн разрешении споров (ОРС) роль управления информационными потоками часто осуществляется не только арбитрами и медиаторами, но также компьютерами и программным обеспечением. Участие информационно-коммуникационных технологий в урегулировании спора получило наименование "четвёртая сторона". В дополнение к двум спорящим сторонам и нейтральной третьей стороне — посреднику, обозначение "технологии" в качестве четвёртого участника является метафорой, подчёркивающей, насколько технология может оказать мощное преобразующее влияние на уже привычную традиционную трёхстороннюю модель конфликторазрешения. Четвёртая сторона предоставляет спорящим целый спектр возможностей, по аналогии роли третьей стороны в конфликте. В то время как в ходе процедур урегулирования спора четвёртая сторона может время от времени занимать место нейтрального посредника путём реализации процедур автоматизации переговоров, она часто будет играть роль третьей нейтральной стороны для оказания помощи в нахождении вариантов соглашения.
В статье Пабло Кортеса дан обзор практикуемых способов онлайн урегулирования споров за рубежом:
Используется в США с 1998 года, имеет ряд отраслевых приложений. С помощью этой системы урегулировано споров на сумму 1,9 трлн. долл. США, в системе зарегистрировано 150 000 арбитров, из которых 30 000 успешно использовали систему для урегулирования споров. Максимальная цена разрешённого спора — 12,5 млн. долл. США. Данная платформа способствовала урегулированию 200000 экономических споров. Успех был, достигнут благодаря отраслевым решениям, как например, для страховых компаний, и обеспечение высокой степенью автоматизации урегулирования небольших денежных споров. Основным преимуществом автоматизации переговорного процесса является то, что он несёт в себе потенциал экономии бюджетов и сбережения долгих лет судебных разбирательств для спорящих сторон. Основным недостатком является то, что она имеет дело только с денежные требованиями, где не возникает спора относительно оснований возникновения обязательств. Поэтому, для того, чтобы реализовать весь свой потенциал, системы автоматизации переговорного процесса должны использоваться в дополнении с другими ОРС системам.
Был ведущий поставщиком ОРС для медиации в потребительской сфере до 2008 г. Система использовалась при разрешения споров крупнейших торговых площадок eBay и PayPal. Система успешно зарекомендовала себя при разрешении потребительских споров. Преимущество работы с большим количеством споров заключается в том, что то аналогичные проблемы возникают многократно, что позволяет сгруппировать споры по категориям. Имеются данные аналитических исследования о лояльности потребителей в торговой площадке после опыта участия в разрешении конфликта с использованием Системы.
Эта система имеет многостадийный процесс урегулирования спора от диагностики и переговорной стадии до медиации, и ориентирована на урегулирования сложных споров, где Mondria объединила команду разработчиков с ААА — Американской Арбитражной Ассоциацией. Ожидается, что система будет обрабатывать 100 000 споров ежегодно.
Система для урегулирования споров по возмещению вреда жизни, здоровью, имуществу в результате дорожно-транспортных происшествий. Используется в Соединённом Королевстве Великобритании и Ирландии при цене споров менее 25000 фунтов стерлингов. Использует предварительный протокол для Урегулирования небольших споров о возмещении вреда по результатам ДТП (Pre Atction Protocol for Low Value Personal Injury Claims in Road Traffic Accidents).
Обеспечивает онлайн медиацию между владелицами доменных имён и правообладателями торговых марок.
Практикуется в судах Соединённого Королевства и представляет собой алгоритмизированную процедуру одно-часовой медиации по телефону. Ежегодное число сессий медиации составило 10 000. В развитие данной технологии разработана программа обязательной до-судебной медиации по семейным спорам в судах Mediation Information and Assesment Meeting (MIAM) c 2011 г.
Также используется в Соединённом Королевстве для урегулирования споров между заёмщиками и должниками при цене спора до 100 000 фунтов стерлингов.
Четвёртая сторона [т.е. платформы ОРС] может сделать многое, как например: представление информации в удобной форме, отправка автоматических ответов и перефразирование претензионных писем в более вежливую и конструктивную форму, например, блокируя недопустимые слова-конфликтогены. Она также может контролировать загруженность специалистов-посредников, расписание встреч, уточнять интересы и ранжировать приоритеты, и так далее. Помощь четвёртой стороны возрастает по мере развития технологий, уменьшая роль нейтрального посредника. Есть мнение, что развития информационно-коммуникационных технологий происходит в геометрической прогрессии и, в результате, ОРС процессы увеличиваются в эффективности, обеспечивая конфликтующих большими преимуществами в плане экономии времени и сокращении издержек в споре.
Это такой способ урегулирования споров, когда программное обеспечение + коммуникационные каналы берут на себя часть функций нейтрального посредника (медиатора) и способствуют достижению соглашения по результатам спора.
* Эта публикация впервые была напечатана в 2014 в номере 20(6] Computer and Telecommunications Law Review 172–178, перевод подготовил Марат Александрович Авдыев с разрешения автора в августе 2014 г.
|
|
||
Марат Авдыев. | ||
|
||
еМедиатор.рф. | ||
|
||
2 сентября 2014. | ||
|
||
Продажи и переговоры. |