Прежде чем приступить к написанию материала, я ещё раз задумался: "А надо ли вообще учить маркетолога?". Возможно, это врождённые знания и умения? Однако весь опыт многих профессий доказывает, что врождённые задатки, безусловно, нужны и важны. Но талант это на 95% тяжёлый труд, в том числе связанный с обучением профессии.
Подавляющее большинство специалистов самоучки. Волею судеб попавшие в маркетинг: юристы, военные, технари различных мастей и т.д. В настоящее время именно таких специалистов подавляющее большинство. Чаще всего, такие специалисты специализируются на некоторой отрасли, которую за время работы достаточно хорошо изучили. Главный инструмент и плюс — здравый смысл. Главный минус — ограниченность взглядов и опыта, часто отсутствие фундаментальных познаний и нежелание их приобретать.
Выпускники профильных и других экономических специальностей — таких становиться все больше, что должно радовать. Но огорчает качество высшего образования. Диплом, даже "красный" в настоящее время ничего гарантировать не может. Причины? Слабый преподавательский состав в большинстве ВУЗов, отношение заведений к студентам как клиентам и, как следствие, низкая требовательность и т.д. Список можно продолжать очень долго… увы, я, думаю, как и вы, не питаю иллюзий по поводу нынешнего качества высшего образования.
Перепрофилировавшиеся — получили второе высшее образование или закончили МВА со специализацией маркетинг, т.е. получили системное образование. Однако, качество второго высшего образования находиться на одном уровне с первым высшим (см. выше). А МВА, даже с уклоном в маркетинг готовит управленца с широким кругозором, а не специалиста в области маркетинга. Иногда из выпускников программ МВА получаются неплохие директора по маркетингу, при условии, что они не стремятся весь функционал подразделения замкнуть на себя и прислушиваются к сотрудникам.
Вот, пожалуй, исчерпывающая классификация. Обратите внимание, что в основе классификации я положил понятие системности. Безусловно, системность можно приобрести и за счёт самообразования, но, как правило, это требует гораздо больше сил и времени. А так же, изученный материал надо с кем-то обсуждать и получать обратную связь, насколько правильно вы его поняли. Обеспечить такие условия в жизни достаточно тяжело и кто сумел пройти этот путь скорее исключения из правила.
Интересным решением могло быть многоступенчатое обучение и сертификация, которая прижилась среди финансистов (например, АССА). Но, неоднократные попытки импортировать такие программы не прижились и широко распространения не получили. А российской школы так и не родилось. Возможно, не настало ещё время и потребность. Но на мой взгляд наличие отечественной школы и системы сертификации ой как необходимо. Именно школы и системы, а не набора отдельных двух, трёх и даже пятидневных программ. По результатам которой надо действительно подтвердить свои знания, а не купить сертификат и дискредитировать систему. Но хватит критиковать, давайте посмотрим, что можно предложить тем, кто хочет развиваться и готов вкладывать время и силы в себя.
На чем специализируетесь вы? Прежде чем перейти к рекомендациям по формам и методам обучения, давайте поймём, что маркетинг в настоящее время это набор специализаций. Быть широким специалистом в области маркетинга в настоящее время невозможно! Чтобы не вязнуть в различных названиях одной и той же специальности, хочу предложить вам оригинальную классификацию специализаций в маркетинге:
Обратите внимание, что даже в рамках данной классификации нельзя быть однозначно успешным во всем маркетинге. А ведь каждое отдельное направление маркетинга (реклама, исследования, управление продуктом и т.д.) накопили огромные пласты знаний и постоянно создают новый опыт, который надо постоянно изучать и анализировать, пробовать применять. А где на все взять время? Так что первая рекомендация — это определиться со специализацией. Конечно, вы её сможете сменить в будущем. Но это означает, что с точки зрения профессионализма вы должны быть готовы откатиться на шаг назад.
Часто, даже замечательным специалистам в области маркетинга не хватает двух компетенций. Под компетенциями я подразумеваю демонстрируемое поведение.
Естественно, что в маркетологе должно быть все прекрасно. Но на эти две компетенции надо обратить особое внимание.
Надеюсь, моя заметка заставила вас задуматься и, возможно, мотивировала на действия. С чего начать? Подходить ко всему системно. Посоветуйтесь с тем, кто является для вас авторитетом, чего вам не хватает, где пробелы в знаниях и компетенциях. Пройдите тесты по вашей специальности, в сети вы их без труда найдёте. Составьте план действий и контрольные точки, по которым будете определять, верной ли дорогой идёте и вдохновляться на дальнейшее развитие.
Вот только жаль, признанной в России системы сертификации и аттестации маркетологов нет. Может создадим?
|
|
||
Кулинич Андрей. | ||
|
||
Все Тренинги .ру. | ||
|
||
9 декабря 2014. | ||
|
||
Реклама и маркетинг. |