Обзорная статья, описывающая разницу между программами MBA, Executive MBA и MINI-MBA.
Сегодня бизнес-сообщество России активно задумывается о драйверах роста. Привычные для нас в последние годы драйверы роста экономики, в целом, и конкретных предприятий, в частности, уже исчерпаны. Нефтяные доходы больше не обеспечивают необходимой для роста экономики поддержки, девальвация рубля и раскручивающаяся инфляция приводит к серьёзному снижению реальных доходов граждан. Санкции Запада и членство нашей страны в ВТО превращают эту тенденцию в многолетний тренд. Для отечественного малого и среднего бизнеса это означает только одно — тучные годы прошли, и впереди нас ожидает десятилетие депрессивного рынка.
Первый фактор — это административный ресурс, тесные связи с властью. Он уже многие годы используется в России и поэтому говорить о том, что он даст нечто большее, чем уже принёс тому или иному предприятию, практически не приходится. Да, можно сидеть на бюджетных потоках и делать из этого деньги, но проблема в том, что эти потоки иссыхают на глазах. В бюджете с каждым годом всё меньше денег. И в будущем будет только хуже. Причём это касается как федерации, так и регионов, в том числе и Нижегородской области. Поэтому этот фактор роста для большинства предприятий исчерпан, в лучшем случае получится сохранить прежние объёмы.
Второй фактор — рост за счёт выхода на новые рынки. Но большинство рынков уже заняты другими предприятиями. Поэтому этот фактор невозможно реализовать без наличия третьего фактора.
Третий фактор — повышение эффективности ведения бизнеса, конкурентоспособности, модернизация и отладка бизнес-процессов предприятий. Это целый комплекс работ, которые должны проводиться управленцами предприятий. Их цель — выжимать больше прибыли из каждого вложенного в бизнес рубля, стать более эффективным, чем конкурент. Это повышение рентабельности, производительности труда и т.п. проекты, в основе которых лежит улучшение бизнес-процессов компании. Именно этот фактор роста является наиболее реальным для предприятий малого и среднего бизнеса сегодня и в течение ближайшего десятилетия. Его перспективность объясняется тем фактом, что большинство компаний ещё не занимались созданием эффективных бизнес-процессов на должном уровне и, значит, здесь ещё возможны значительные улучшения. Не секрет, что эффективность среднестатистической российской компании ниже, чем её европейского или американского аналога.
В основе любого проекта по повышению эффективности бизнес-процессов компании лежат знания, которыми обладают её управленцы. Если ты не знаешь, как модернизировать тот или иной бизнес-процесс, ты не сможешь это сделать. Здесь встаёт вопрос получения качественного бизнес-образования, потому что в ВУЗах таким вещам не учат — учреждения высшего образования решают совершенно другие задачи.
Наиболее подходящими программами, на которых стоит учиться управленцам, чтобы обеспечить рост своих предприятий через повышение эффективности бизнес-процессов, являются программы формата МВА. Имидж этих программ в России несколько подпорчен некачественной работой ряда образовательных учреждений, но это не отменяет самого факта — только обучение на хорошей программе формата МВА даёт управленцу необходимые знания для улучшения своего предприятия и собственного карьерного роста.
И вот тут мы сталкиваемся со специфической проблемой, свойственной Н. Новгороду. А именно — нижегородский бизнес имеет неверное представление о том, что собой представляют программы МВА, какие виды таких программ имеются на рынке и, самое главное — для кого и чего они предназначены. Это связано с историческими причинами — в течение длительного периода в регионе был представлен лишь один вид программы МВА, и бизнес-сообщество решило, что это единственный возможный вариант.
На самом деле в мире выделяют 3 вида программ формата МВА. Они значительно отличаются друг от друга и предназначены для совершенно разных аудиторий. Ошибочный выбор не того формата приводит к тому, что человек не получает желаемого результата и разочаровывается. Именно с этим связаны многие жалобы на качество программ МВА.
Первый вид программы, уже привычный для Н. Новгорода — это просто МВА или MBA со специализацией в какой-то теме. Такие программы в Нижнем предлагают несколько государственных бизнес-школ. Многие, как уже было сказано выше, считают, что это единственный существующий вид программ формата МВА. Но это не так. Содержательное наполнение этих программ — обширные теоретические знания с относительно небольшой практической отработкой на учебных примерах. Реальная отработка материала на базе предприятий участников программы, как правило, не ведётся. Целевой аудиторией таких программ во всём мире являются молодые люди, недавно (2–5 лет назад) окончившие ВУЗы. Эти люди занимают либо младшие управленческие позиции, либо являются менеджерами среднего звена. Они не обладают управленческим опытом на высшем уровне и не обладают полномочиями по проведению серьёзных изменений в работе своих предприятий. Описанная специфика аудитории и объясняет содержание этих программ.
Задача таких программ — дать участникам хорошую теоретическую базу. Глубокая практическая отработка, как правило, не ведётся. При этом малая практичность таких программ не является их недостатком. Просто их аудитория не готова к иному подходу — она не обладает ни существенным управленческим опытом, ни полномочиями по внедрению. Таким людям нужна именно теория, чтобы, когда они займут серьёзную управленческую позицию, они могли принимать грамотные решения. Руководители высшего звена, как правило, на таких программах обучаться не должны, программы MBA для них изначально не предназначены. Но для молодого менеджера эти программы — отличный выбор.
Второй вид программы — это Executive MBA (или Executive MBA со специализацией). Это самый престижный и самый практичный вид программы MBA. Во всём мире такие программы предназначены для собственников, руководителей высшего звена и кадрового резерва, претендующего на высшую руководящую позицию. Это люди с реальным управленческим опытом и полномочиями по немедленному внедрению изменений в деятельность своих предприятий. Менеджеров младшего звена на таких программах не бывает. В России, до недавнего времени, такие программы были представлены только в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. 2 года назад такая программа появилась и в Нижнем Новгороде. Для бизнес-школы проводить программу Executive MBA сложнее, чем просто MBA, так как Executive MBA более практичная программа — изучаемый материал отрабатывается участниками на собственных предприятиях, а не абстрактных примерах, и зачастую немедленно внедряется в работу. Соответственно, уровень преподавателей должен быть выше, чем в простых программах MBA, так как требовательность участников программ к ним весьма велика. Важно отметить, что, как и MBA, Executive MBA — это цельная дипломная программа, подчиняющаяся международным требованиям, а не произвольный набор различных курсов. Но, к сожалению, под этим брендом иногда выдают какие-то солянки семинаров и тренингов. Это недопустимо и не правильно.
Третий вид программы — MINI-MBA. MINI-MBA — это самая быстрая, и недорогая программа. Как и просто MBA, эти программы также рассчитаны на менеджеров младшего и среднего звена, в целом, они не подходят для управленцев высшего звена и собственников. Однако, иногда они рассматриваются как первый шаг для последующего получения образования Executive MBA. Этот вариант выбирают люди, которые из-за своей загрузки или по финансовым причинам не могут себе позволить сразу поступать на Executive MBA. Поступление на MBA после MINI-MBA практикуется очень редко. Это связано с тем, что обе программы покрывают примерно один и тот же теоретический массив знаний и во многом идентичны.
Последние годы рынок бизнес-образования Н. Новгорода стремительно развивался и достиг стадии взросления. На рынке, как и в Москве, представлены все три формата программ МВА. Потенциальный бизнес-студент может выбрать именно ту программу, которая подходит именно ему.
|
|
||
Андрей Коляда, Ректор Бизнес-школы Emas. | ||
|
||
emasrussia.ru. | ||
|
||
16 декабря 2014. | ||
|
||
Личная эффективность; Тренинги для руководителей; Продажи и переговоры. |