Конечно, Вы любите тренинги и хотите знать о них больше! Иначе зачем Вам читать эту статью? В данном тексте мы расскажем Вам о структуре тренинга — особенностях его начала, основной части и завершения. Ничего лишнего. Начало, основная часть и завершение.
Итак, что такое тренинг?
Это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания и поведение участников с помощью обучающего опыта. Самое начало тренинга — это первое впечатление участников от облика тренера — как тренер выглядит и как он начинает разговор с группой. Внешний вид и голос тренера имеют решающее значение в успехе мероприятия. Пусть Ваш внешний вид будет респектабельным, а Ваш голос — уверенным, максимально низким и глубоким, с богатыми интонациями.
Необходимо чаще использовать паузы. Паузы сделают Вас значительными.
Вообще во всём поведении тренера должны быть несколько внутренних посылов по отношению к аудитории: доброжелательность и нейтральность, досягаемость и недосягаемость одновременно. Сконцентрируйтесь на этом. Тренер должен находиться с группой, но вне её. Он понимает все групповые процессы, но не участвует, а управляет ими. Почти как Волшебник в сказке Шварца "Обыкновенное чудо", который сначала нафантазировал, а потом пытался управлять выдуманными им самим персонажами. Как в сказке, так и на тренинге персонажи иногда ведут себя совсем не так, как планирует изначально тренер. Изменённый сценарий — это тоже хорошо! В этом заключается сила и эффект тренинга. Даже если Вам кажется, что всё идёт не так, как надо, тренинг всё равно находится в рамках, развивается по определённым законам и выполняет свои функции…
Итак, тренинг, подобно пьесе в театре, состоит из 3-х частей — начала, основной части и заключения.
Начало тренинга — бесценные важнейшие минуты общения с группой. Именно они являются ключевыми и главными во всём тренинге. Тут вступает в силу закон Парето — многое зависит от немногого. 95% успеха достигается в 5% времени вступительной части тренинга.
Начало включает в себя установочный блок. Конечно, начало тренинга включает в себя и приветствие, и представление тренера, и озвучивание цели (темы) тренинга, и представление участников и обсуждение их ожиданий, но установочный блок — установка на эффективное поведение участников — обладает исключительной важностью по сравнению с перечисленными составляющими. Именно от установочного блока зависит, насколько эффективно пройдёт тренинг.
Группа никогда не знает, как ей себя вести. Люди оказываются в новой ситуации. Даже если участники группы — представители дружного коллектива и хорошо знакомы друг с другом, они всё равно не знают, как им себя вести. Они не знают тренера и не знают, как реагировать на него. Им нравится или не нравится предлагаемая тема. Им нравятся или не нравятся условия проведения тренинга. Группа — живое существо с собственной жизнью. Какой бы понятной ни была тема тренинга, живому существу, группе, необходимо как можно подробнее объяснить, что нужно делать здесь и сейчас. Это и делает тренер на установочном блоке. С помощью оглашения "Правил тренинга" тренер объясняет группе, как ей себя вести, чтобы добиться эффекта от тренинга — активно и дисциплинированно. Необходимо также, чтобы группой была усвоена информация о её выгодах на тренинге.
Почему группе выгодно активно работать?
Выгода первая. В конце тренинга, возможно, будет тестирование. Участники, конечно, захотят показать себя наилучшим образом. Сам же тренер таким образом оценит эффективность проведённого им мероприятия. Поверьте, это отличный способ держать участников в тонусе. Все начинают понимать, что им необходимо наилучшим образом усвоить новую информацию. На самом деле про тестирование можно "забыть". А если оно всё же состоится, провести его в лёгкой и простой форме. Итак, выгода первая — хорошо написать тесты, которые, возможно, увидит руководство организации, если это внутренний бизнес-тренинг. Увидит и сделает выводы о своих работниках. Если это не корпоративный тренинг, упоминание о предстоящем тестировании все равно дисциплинирует участников. Люди любят внимание к себе, даже если это проявляется в оценке их тестов. Некоторые участники проявляют настоящий азарт, предвкушая успех на предстоящем испытании. Используйте этот простой рычаг для активной работы в группе.
Выгода вторая. Группе необходимо в срок завершить тренинг, потому что участники хотят уйти вовремя и не тратить дополнительное время на затянувшееся занятие.
Итак, тестирование и своевременное окончание тренинга — две безусловные выгоды группы и мотивация для активной работы участников. Расскажите им об этом.
Есть ещё один интересный момент. Сообщите на установочном блоке, что информация именно Вашего тренинга необходима как в личной, так и профессиональной жизни. Приведите примеры. Например, принципы эффективной коммуникации едины и применимы всегда и везде, а не только при общении с клиентом, заказчиком, покупателем и бизнес-партнёром. Навыки успешной коммуникации необходимы при общении с супругом, родителями, детьми, воспитательницей или классной руководительницей ребёнка, соседом сверху, с работником ЖЭКа… Все люди разные, и с ними со всеми необходимо уметь договариваться и преодолевать разногласия. Пусть участники сконцентрируются на этом. Тренинг "Эффективная коммуникация" является чрезвычайно практичным тренингом — убедите в этом аудиторию. Усвоив его материалы, участники будут однозначно успешнее, подготовленнее и в работе, и в личной жизни. Во время установочного блока тренер должен вселить в аудиторию уверенность в том, что он понимает, как обстоят дела в реальной ситуации участников тренинга и понимает их проблемы.
От установочного блока зависит жизнь и смерть тренинга. Будет на тренинге дисциплина или полное её отсутствие, активными или неактивными будут участники, изменят или не изменят они своё поведение в реальной жизни…
В установочный блок обязательно входит озвучивание тренером "Правил тренинга". Правила — это закон, по которому группа будет жить на протяжении всего тренинга. Правила вводит тренер, потому что он на тренинге — главный. На протяжении целого дня тренер отслеживает соблюдение введённых им правил. При необходимости он напоминает о правилах ещё раз или вводит новые. Семь стандартных правил тренинга:
Участники должны зафиксировать своё согласие с утверждёнными правилами личной подписью на листе А-4. Лист хранится на протяжении тренинга на видном месте.
Итак, начало тренинга включает в себя:
У участников группы формируется понимание, как вести себя на тренинге.
Кроме того, группа должна удостовериться: их тренер — уверенный успешный профессионал, обладающий важными знаниями, которые просто необходимо перенять во время хорошо организованного учебного процесса.
Безусловно, она является самой важной и самой трудозатратной и для участников, и для тренера. Основная часть — сердце тренинга. Она самая продолжительная, самая динамичная, самая информационная.
Основная часть состоит из нескольких информационных модулей (частей). Модуль решает задачу — развивает представления участников о чем-либо, даёт умения, формирует навыки, передаёт технологии. Между информационными модулями происходит процесс обработки и активного экспериментирования участников с новой информацией.
Каким образом? Участники играют в ролевые игры, решают ситуационные задачи, ведут управляемые дискуссии. Это позволяет получить безопасный практический опыт взаимодействия с другими людьми и получения от них обратной связи в рамках темы тренинга. Тренер помогает группе провести обсуждение ролевой игры. Он задаёт вопросы по материалу, полученному на ролевой игре или управляемой дискуссии. В данном случае вопрос — самый действенный инструмент тренера. Группа активно обсуждает только что полученный на собственной практике материал. Тренер комментирует, направляет, спрашивает. Происходит анализ и обобщение информации; структурирование и проработка способов использования новой информации в реальной жизни.
Итак, 3 этапа переработки новой информации после приобретения конкретного опыта на интерактивных упражнениях:
Тренер лишь следит за дисциплиной и соблюдением временных промежутков, даёт направление работы и периодически резюмирует происходящее. Фактически он выпускает энергию группы на волю, лишь направляя её течение в русле темы тренинга. Конечно, это возможно при условии отличной подготовки тренера, когда в любой момент он готов высказать собственные экспертные представления, произнести адаптированную мини-лекцию, задать интересный вопрос.
Задача заключительной части — закрытие всех процессов.
Тренер подводит итог большой работы, формулирует, что именно и каким образом участники изменят в своей деятельности. Заключительная часть тренинга может состоять из семи частей.
Мы прошли этот маршрут — особенности начала, основной части и завершения тренинга. Желаем Вам проведения неповторимых, искромётных тренингов, полных здравых идей и позитива, которые поменяют к лучшему жизнь участников, а Вам дадут огромную радость и прилив творческих сил!
|
|
||
Алла Плотникова. | ||
|
||
vsetreningi.ru. | ||
|
||
3 сентября 2015. |