В большинстве случаев на работу люди ходят вовсе не работать, как принято думать, а решать свои личные задачи: самоутверждаться, самовыражаться, коротать время с пользой для кошелька. Как отличить тех, кто действительно трудится на благо компании, от тех, кто лишь делает вид?
О таких людях в американских боевиках обычно говорят: "Ты бесполезное дерьмо!". В реальной жизни эта двуногая субстанция встречается довольно-таки часто, гораздо чаще, чем супермены, супергерои и хорошие работники. В бизнесе этих людей принято называть бесполезными или нефункциональными.
В принципе, это значит практически одно и то же. Человек не приносит пользы, не умеет делать то, что должен уметь делать, находясь на том месте, на котором находится.
Нефункциональность — это приговор для сотрудника. Он, если честно, должен быть уволен. Ведь он занимает чужое место. Его работу вынуждены делать другие люди. Он ни за что получает свой оклад.
Очень часто нефункциональный сотрудник — это приговор и для его начальника. А то и для всего бизнеса в целом. Все зависит от того, сколько таких сотрудников у вас. И какие должности они занимают.
Нефункциональность — это жёсткая, оценочная характеристика человека. Многие этой жёсткости и оценочности пугаются. Мол, этот подход попахивает чуть ли не фашизмом. Надо, дескать, давать людям шанс. Надо быть мягче, понимать людей. При этом забывается одна простая истина: бизнес — это место, где делают деньги и ничего больше.
Если давать поблажки нефункциональным людям, это разрушит бизнес. Это помешает зарабатывать деньги. И это сделает нефункциональным того, кто чересчур терпим и мягок по отношению к нефункциональный сотрудникам. Вы думаете, я преувеличиваю? В Советском Союзе была такая шутка: "Вы делаете вид, что вы нам платите, а мы делаем вид, что мы работаем". Шутки шутками, но так жили и "как бы работали" миллионы людей. Результат известен. Советского Союза больше нет.
Не надо путать нефункциональность с некомпетентностью. Нефункциональность гораздо шире некомпетентности. Некомпетентность можно ликвидировать. Начиная работать на новом месте или осваивая что-то новое, мы чаще всего некомпетентны или недостаточно компетентны. Но знания и практика превращают нас в компетентных людей, в специалистов и профессионалов.
Нефункциональный человек может быть очень компетентным. Но его действия неполезны, неэффективны, а порой и вредны для бизнеса.
Я выделяю два основных типа нефункциональных людей:
Планктон дрейфует по течению. У него нет мотивации, нет энергии, нет истинных амбиций. Он хочет всего, но не может и не делает почти ничего. Я видел компании, в офисах которых висела мутная планктонная взвесь. Эффективность работы была минимальной, а "здоровые" и активные, попав туда, либо быстро сбегали, либо столь же быстро "опланктонивались". Работать в окружении планктона зачастую очень непросто. Ты "напрягаешься", а планктон посмеивается. Ты выдвигаешь идеи, а планктон их обесценивает. Ты зарабатываешь, а планктон получает.
Планктонные облака удушают и молодых начальников. Планктон умело саботирует и "торпедирует" все попытки заставить себя работать. А у начальника "планктонного" подразделения есть, по сути, только три пути:
Если планктон — это нефункциональные сотрудники, которые, в основном, занимают низшие и средние должности, то имитаторов часто можно видеть на руководящих позициях. Имитаторами я их называю потому, что эти люди мастерски имитируют деятельность.
У этого класса есть две основные черты:
Можно выделить несколько подтипов имитаторов…
Это сотрудник, который непрерывно занят, причём занят исключительно своей работой. Он вгрызается в каждую деталь и мелочь, составляет планы, проекты, пишет письма, согласовывает задания, обдумывает возможные варианты… Такие люди являются специалистами в своём вопросе и являются блестящими теоретиками. Они могут часами рассуждать о том, что и как стоит сделать и что этому помешает и почему это сделать не возможно. В это теоретизирование уходит вся энергия и все время этого человека. Активность таких людей носит, назовём это, виртуальный характер. Они практически никогда не добираются до результатов.
Такие сотрудники, если они занимают заметную должность, способны на долгие годы парализовать работоспособность целых подразделений. Они мастерски имитируют высочайший уровень компетентности и парализуют процесс реальной работы и изменений в компании. Кроме этого, имитаторы-процессники умудряются на всех уровнях компании посеять неверие в возможность достичь каких-либо значимых результатов и что-то изменить. В результате руководство компании вынуждено мириться с хроническими "невозможностями", например, с невыполнением планов и потихоньку начинает верить, что это действительно невозможно. Очень часто эти люди создают себе ореол "незаменимых", и бывает очень трудно уговорить собственника илигенерального директора уволить такого "специалиста".
Зато потом забавно смотреть на лица собственников и директоров, когда на место теоретика-имитатора приходит практик (подчас не способный рассуждать так же складно, как его предшественник) и за пару-тройку месяцев делает то, что не удавалось долгие годы.
Как диагностировать имитатора-процессника:
Этот тип сотрудников — прирождённый гений дипломатии, интриг и закулисных махинаций. Его не интересуют результаты работы и бизнеса. Его главная цель — достижение максимального собственного влияния внутри компании. Но цель эта тщательно замаскирована разговорами о процветании бизнеса и развития компании.
Обычно такие люди — отличные коммуникаторы, и они непрерывно общаются со всеми ключевыми сотрудниками компании, "промывая им мозг" в нужном имитатору направлении.
В результате этой деятельности часть сотрудников и руководителей компании начинают искренне верить в лояльность и благие намерения имитатора-интригана. Но есть и другая часть, которая видит истинное положение вещей, но не в состоянии сопротивляться такому поведению. Интриган "прикрыт со всех сторон" очень правильными словами и доверием со стороны высшего руководства компании. Каковы результаты деятельности интриганов? Они негативны. Интригану нужна личная власть, а не процветание компании, в которой он работает.
Укрепление личного влияния интригана не нуждается в хороших бизнес-результатах. Это как в политическом PR: главное, чтобы ты был заметен, а что именно о тебе говорят, не так важно. Интриганы провоцируют скандалы, разоблачения, кадровые перестановки и прочее. Их главная задача — быть на виду у начальства. В итоге этого личного PR действительно функциональные люди начинают покидать компанию, что приводит к негативным последствиям для бизнеса в целом.
Как диагностировать имитатора-интригана:
Основной чертой этого типа имитаторов является высокая эмоциональность и демонстративность. Эти имитаторы "болеют за дело всей душой". Они считают себя "хранителями" традиций и поддержателями устоев. Только они знают "как правильно". Они видят все недостатки, громогласно их озвучивают и яростно с ними борются. Лучше всего этих людей описывает известная поговорка: "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Действительно, благих намерений у этих людей хоть отбавляй. Результатом их деятельности является "раздёргивание" и постоянное отвлечение коллег и руководителей. Эти люди как чукча: что вижу о том пою… Им очень важно проявить себя в каждый конкретный момент, а на дело им, по сути, наплевать. Дело и интересы компании — это лишь повод для самовыражения. В отличие от интригана, имитатор-правдолюбец чаще всего не преследует никаких конкретных эгоистических целей. Его задача — быть в центре внимания и получать эмоциональную и энергетическую подпитку от взволнованных коллег. Благодаря ореолу "борца за правду и идеалы" таких людей часто сдуру назначают на руководящие должности. Это приводит к тому, что правдолюбец вскрывает и клеймит недостатки, всем рассказывает, что и как правильно надо делать, но в силу нефункциональности вносит дополнительный хаос в то, чем занимается. Что, опять же, не способствует достижению бизнес-результатов.
Как диагностировать имитаторов-правдолюбцев:
Заканчивая эту статью, я хочу дать ещё одну рекомендацию по поиску имитаторов.
Ответьте на два вопроса:
Выпишите фамилии этих людей на листке бумаги и прочитайте статью ещё раз внимательно. Вас могу ждать удивительные открытия…
|
|
||
Михаил Казанцев. | ||
|
||
e-xecutive.ru. | ||
|
||
25 сентября 2015. | ||
|
||
Тренинги для руководителей; Управление персоналом. |