Дотации на обед часто не попадают в цель, проходят мимо. И все потому, что во многих компаниях, практикующих выделение дополнительных средств на питание сотрудников, HR-службы предпочитают не добавлять себе хлопот и назначенные суммы выплачивают вместе с зарплатой. Результат печален: уже через месяц сотрудник успевает позабыть, что вот именно эти 2–3 тыс. руб. предназначены для обедов, и не являются прибавкой к зарплате. В итоге, либо в офисе по-домашнему пахнет котлетами, либо обеденное время растягивается на неопределённый срок: ведь до ближайшей столовой с вменяемыми ценами надо добираться 30 минут. HR-менеджеры недовольны. Сотрудники тоже испытывают мало радости. Дотации на обед вроде есть, но эффект от них нулевой. Возникает сакраментальный вопрос: что делать? Решение легко обнаружить, если исследовать цели и потребности обеих сторон.
Для HR-менеджера важно, чтобы все было как в армии: обед по расписанию, на дорогу к месту приёма пищи и само питание уходит минимум времени, люди не стоят в очередях во время эпидемий гриппа, все сыты, довольны и весьма производительны, при этом организация процесса не требует хлопот. Однако если все делать по правилам, хлопот не оберёшься: договор со столовой, еженедельные сверки, учёт едоков, их аппетитов и ведение дополнительной документации отнимают много сил. Вот и идёт HR-менеджер по проторённой дорожке монетизации дотаций на обед: и себя от дополнительной нагрузки избавляет, и заботу вроде как проявляет.
Для сотрудников важно сытно и вкусно поесть, желательно неподалёку от офиса и с гарантией свежести потребляемых блюд. Лучше бы заведения менять, потому как одно и то же меню вкупе с интерьером со временем надоедают. Ещё желательнее иметь некоторую свободу выбора: например, возможность чередовать еду с доставкой с выходами в кафе\столовую.
Я знаю, как объединить эти потребности и выдать компромиссное решение, которое устроило обе стороны. Собственно, решений два, все зависит от того, есть ли поблизости от офиса заведения общепита с хорошей репутацией, или нет. Важное замечание: компания привлекает специализированный сервис или фирму для организации питания сотрудников в качестве посредника-помощника.
Итак, первый вариант: каждому сотруднику выдаётся карточка наподобие кредитной. Такие карты могут предоставлять компании по организации корпоративного питания. На ней не хранятся деньги — это своего рода персональный идентификатор. С этой карточкой сотрудник идёт в проверенное, надёжное заведение и с удовольствием обедает. Карточка используется для оплаты вместо обычной пластиковой карты в столовой/ кафе/ресторане, списанная сумма включается в общий счёт компании. Одновременно с этим в облачном сервисе в личном кабинете сотрудника отображается сумма израсходованных средств и сумма доступного остатка. HR-служба имеет возможность установить временной промежуток и регион активности карточки и, посредством этого, время и длительность обеденного перерыва. Например: дотацию с карты можно потратить только с 13–00 до 15–00, лишь в рабочие дни, в заведениях не более чем в 500 метрах от офиса. Таким образом, можно следить за целевым расходованием средств, поддерживать дисциплину и регулировать время, отведённое на обед. Человек может планировать и контролировать свои расходы.
Второй вариант пригодится, если поблизости от офиса нет заведений общепита с хорошей репутацией. В этом случае речь идёт о доставке обедов в офис. HR-менеджер на свой вкус и сообразно имеющемуся бюджету отбирает нескольких поставщиков или никак не ограничивает выбор персонала (комплексные обеды, популярные блюда вроде пиццы, суши, пирогов и кулинарные изыски). Сотрудники каждый день выбирают и заказывают обед через свой личный кабинет сервиса по организации офисного питания. Доставка привозит обед, все счастливы. Подводный камень в виде бесплатности доставки только при заказе выше энной суммы легко могут преодолеть сами сотрудники: несколько человек кооперируются и делают заказ в одном заведении. Также, сотрудники в преддверии какого-либо праздника могут перевести деньги из своего личного кабинета наиболее инициативному (или имениннику) и заказать вскладчину небольшой офисный банкет. Единственное, что им недоступно — вывод наличных денег.
Преимущество для персонала: не надо отправляться на поиски подходящего кафе, имеется широкий выбор блюд в случае доставки еды в офис. У сотрудников нет вариантов, кроме как использовать дотацию по назначению, а, значит, их не мучают искушения, они сыты и вполне эффективны. Компания, которая берет на себя роль посредника в организации питания, обеспечивает строгий контроль над "качеством" заведений общепита, мониторит отзывы клиентов и рейтинг кафе и ресторанов.
Плюсы в использовании единого сервиса, а не набора ресторанов-подрядчиков: оплата питания проводится централизованно один-два раза в месяц на счёт одной компанией, подключение к сервису осуществляется за один день и предоставляет доступ к большому количеству ресторанов. HR-менеджер практически полностью освобождён от дополнительных действий.
К сожалению, наша страна пока ещё сильно отстаёт от европейских стран по количеству компаний, которые уделяют внимание социальному пакету, в частности, дотациям на обед сотрудников. Между тем стремление к сытости — один из основных инстинктов, его довольно просто можно обратить на пользу компании.
У нас есть примеры, когда привычные утренние опоздания и "полчаса на раскачку" очень быстро удалось победить с помощью бесплатных завтраков, которые предлагались за час-полчаса до начала рабочего дня. Мало того, что опоздания прекратились, фактически, люди начинали рабочий день раньше: уже за завтраком понемногу включались в обсуждение текущих процессов. Кстати, снизилась заболеваемость: видно, сказалось наличие полноценного завтрака, хотя специальных исследований мы не проводили. Другая компания поступила иным образом: она стимулировала сверхурочную работу бесплатным ужином. И эффективность повысилась, и сотрудники были приятно удивлены заботой руководства.
|
|
||
e-xecutive.ru. | ||
|
||
28 октября 2016. | ||
|
||
Тренинги для руководителей; Управление персоналом. |