Мы расскажем о том, что такое фасилитация, об её истоках и о том, почему, по-нашему мнению, современным организациям эта технология нужна как воздух. В качестве основы для поста использована статья Марины Курдовой "Фасилитация — нанотехнологии на уровне бизнес процессов".
В последнее время все более актуальным становится проведение совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов с использованием инструментов фасилитации. В Европе и США многие компании не просто признают этот тренд, но и активно поддерживают его, нанимая фасилитаторов в штат. Чем же обусловлена растущая популярность фасилитации? Ответ прост — эффективностью.
Широкую известность в бизнес-среде фасилитация стала приобретать сравнительно недавно. Её истоки лежат в теории социальной фасилитации, предложенной в 1965 г. Робертом Зайонцом в одноимённой статье для журнала Science. Суть теории заключается в том, что присутствие других людей влияет на мотивацию человека, создавая нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливая доминантные реакции С точки зрения положительного влияния речь идёт об эффекте социальной фасилитации, а с точки зрения отрицательного — об эффекте социальной ингибиции.
В дальнейшем появились аналогичные исследования для групп. Групповая фасилитация — процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Начиная с 1980-х гг. популярность этого подхода начала расти, а в 1989 г. была создана Международная Ассоциация Фасилитаторов (IAF), которая на сегодняшний день объединяет более 1200 профессиональных фасилитаторов из 63 стран мира.
Термин "фасилитация" буквально означает облегчение, упрощение, в данном случае, процесса обсуждения. Фасилитация помогает создавать пространство для обсуждения различных вопросов, даёт возможность сосредоточиться на содержании, не отвлекаясь на форму.
Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определённом порядке, неизбежно выключаясь из процесса обсуждения в ожидании своей очереди, обычно заканчиваются тем, что многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворённость результатом. Фасилитированное обсуждение лишено всех этих недостатков, поскольку его основополагающим принципом является максимальная вовлеченность каждого участника на всех стадиях обсуждения. Фасилитация (англ. facilitate — облегчать, помогать) — одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение. Цель фасилитации — нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно.
Фасилитация также способствует установлению эффективных деловых и личных коммуникаций внутри компании. В любой организации есть свои эксперты в разных областях. Нередко эти люди работают автономно, и их видение той или иной ситуации ограничивается тем участком, за который они отвечают. Когда у компании возникают проблемы или появляются новые цели, становится важным получить полную картину происходящего. А это возможно только в том случае, если каждый эксперт готов вступить в диалог.
Однако данное утверждение справедливо лишь при соблюдении одного важного условия: обсуждение вопросов, которые по-настоящему волнуют собравшихся. При этом каждый будет вовлечён в дискуссию и сможет внести свой вклад, потому что именно фасилитированное обсуждение позволяет активировать потенциал всех участников, создать такую рабочую обстановку, в которой одинаково важно мнение и руководителя, и рядового сотрудника.
В этой связи немалую роль играет мастерство фасилитатора. Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несёт ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии. Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в неё. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.
Фасилитаторы бывают внутренними (работающими в штате компании) и внешними (приглашёнными компанией для решения какой-либо проблемы). Преимущество внутреннего фасилитатора заключается в знании компании и коллектива изнутри и возможности применять индивидуальный подход к каждому участнику дискуссии. К тому же такому специалисту не нужно прилагать усилий, чтобы завоевать доверие аудитории. Однако если обсуждаемая проблема очень серьёзна, то внутреннему фасилитатору может быть тяжело придерживаться нейтральной позиции. В таком случае лучшим вариантом будет привлечение специалиста со стороны. Внешний фасилитатор сможет найти общий язык с любым руководителем, будет беспристрастен во время дискуссии и поможет группе решить даже самую сложную проблему. Помимо этого внешний фасилитатор уместен в том случае, когда в компании нет необходимости держать этого специалиста в штате.
Фасилитация может применяться для повышения эффективности не только масштабных и длительных встреч, посвящённых выработке плана действий и поиску стратегических решений (воркшопов), но и интерактивных презентаций, оперативных совещаний и даже пятиминутных "летучек". Задача фасилитатора в данном случае заключается в том, чтобы выбрать правильные инструменты для каждого типа встреч и составить план действий. Инструменты фасилитации помогают организовать обсуждение и формируют пространство для максимально эффективной работы.
В качестве примера можно привести инструмент MeWeUs, который помогает вовлечь в обсуждение как интровертов, так и экстравертов, и позволяет получить максимальный вклад от каждого участника. Он включает в себя три этапа.
В итоге получается решение, принятое при участии каждого члена группы с использованием всей возможной экспертизы. Кроме того, группа не тратит время на презентации, т.к. результаты обсуждения фиксируются на флипчарте. Продуктом фасилитационных сессий являются организационные решения и предложения, зафиксированные на бумаге и на фотографиях, которое повлекут за собой организационные изменения с которым участники смогут продолжить работу самостоятельно (в рабочих группах, на рабочих сессиях).
Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат. Как говорит мой коллега и партнёр Пепе Нумми, "организация, в которой используют инструменты фасилитации, меняется изнутри". И это действительно так.
На портале ВсеТренинги.ру вы можете найти тренинги по теме "Фасилитация". Следите за расписанием!
|
|
||
ВсеТренинги.ру. | ||
|
||
Все Тренинги .ру. | ||
|
||
22 ноября 2018. | ||
|
||
Бухгалтерия и право; Личная эффективность; Тренинги для руководителей. |