Разбираемся, как строят отношения с вузами в разных компаниях.
Елена Беляева, директор по связям с общественностью и работе с персоналом "Грундфос": "С прошлого года мы сотрудничаем с техническими вузами, например с МГТУ им. Баумана, МЭИ, Петрозаводским университетом. Мы поддерживаем образовательные проекты, наши коллеги преподают на кафедрах. На базе предприятия можно пройти стажировку.
Работа с вузами — глобальная тенденция для всех отраслей. В советское время студенты обязательно проходили производственную практику, сейчас закономерный новый виток развития этого направления".
Поль Лориак, директор по развитию и партнёрству во французской бизнес-школе Toulouse Business School: "Во Франции и в Европе в целом всё больше предприятий заинтересованы в работе с вузами. Для вуза такое сотрудничество позволяет наладить привилегированные отношения с крупными компаниями (что престижно для образовательного учреждения). Во Франции специалисты по работе с вузами востребованы. Должности могут называться по-разному: "Campus Manager", "Internship manager", "Менеджер по привлечению молодых специалистов", "Специалист по работе с вузами".
К слову, вузы так же открывают позиции для специалистов по работе с компаниями-работодателями".
Максим Сундалов, руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom: "Наша школа давно сотрудничает с рядом вузов СНГ, мы привлекаем студентов на оплачиваемые стажировки, а потом на работу. Сейчас в компании около 2500 преподавателей, и каждое мероприятие в вузе даёт около 100 преподавателей, которые приступают к работе на испытательный срок.
Вузовским направлением у нас занимается отдельный сотрудник, поскольку такая работа проводится на стыке PR и HR-брендинга".
Ирина Андрианова, директор по персоналу Аbba Рус: "Работа с вузами — отдельный блок работы кадровой службы. Мы предоставляем места для прохождения производственной практики. В компании работают программы стажировки, они рассчитаны на разные уровни подготовки специалистов, есть специально разработанные курсы для студентов, проходящих практику, и начинающих специалистов.
В крупных компаниях эти специалисты по работе с вузами давно присутствуют или их функции частично выполняют рекрутеры. Но это должна быть отдельная единица, потому что есть специфика работы. Процесс выстраивания отношений с учебными заведениями непрост — это кропотливая работа: поездки, встречи, участие в конференциях, открытых дверях, приглашения студентов на практику, организация экскурсий на производство и т.д. ".
Юлия Епифанцева, директор по развитию бизнеса компании Promt: "Уже много лет мы активно сотрудничаем c кафедрой математической лингвистики СПбГУ. К нам на практику приходят студенты, которые участвуют в проектах по разработке новых языковых пар, например, перевод с финского или арабского на русский. Они участвуют в тестировании и экспертной оценке качества перевода. В Promt помимо студентов с кафедры математической лингвистики приходят ещё на 4−5-х курсах студенты с математико-механического факультета и факультета прикладной математики и часто сразу начинают работать, но в сокращённом режиме".
Роман Алёхин, основатель маркетинговой группы "Алёхин и партнёры": "Мы стали работать с вузами только в этом году, когда стало сложно находить квалифицированные кадры, а уровень молодых специалистов был слишком низким. Это приводило к тому, что отдел обучения, руководители подразделения и я вынуждены были тратить всё больше времени на обучение новичков.
Пока мы пробуем два инструмента: встречи с выпускниками и старшекурсниками и студенческие олимпиады. Сейчас разрабатываем кейс-состязание для маркетологов, которое состоится осенью. Пока всё делаю сам с привлечением руководителей отделов, но вижу, что скоро потребуется специалист, так как эта работа отнимает довольно много времени".
Йоханн Воронин, генеральный директор Korbit: "Наша IT-компания работает в Калининграде, где подходящих нам специалистов очень мало. Мы сотрудничаем с Балтийским университетом: каждое лето берём на практику студентов 3−4-х курсов, после практики отбираем лучших и трудоустраиваем к нам. После прошлой практики получили 5 хороших специалистов.
Для работы с вузами нужен специальный человек, которого тоже вырастили внутри компании. Если у вас в компании есть HR, лучше переложить это на них: они понимают, какие сотрудники нужны компании".
Наталия Маринцева, директор по маркетингу и развитию кадрового агентства Penny Lane Personnel: "Направление работы с вузами не новый тренд, скорее, нужно говорить о новых форматах коммуникаций с ними. Ещё в советское время существовали производственная практика студентов, "шефство" над профильными вузами, ярмарки вакансий, профориентационные встречи и экскурсии на предприятия для студентов, институт наставничества в широком смысле.
Судя по job-сайтам, отдельная должность специалиста по работе с вузами — редкость. Она чаще встречается в крупных компаниях, заинтересованных в подготовке "кадрового резерва", с большим количеством молодёжи в штате (банки, пищевые, градообразующие предприятия, инженерия, ИТ)".
Маргарита Пикало, эксперт ресурсного центра "Ментори" (проект "Рыбаков Фонда"): "На рынке труда требуются специалисты по работе с вузами. Банальный пример: если вы возьмёте рядового менеджера и отправите его на переговоры в университет, может оказаться, что аудитория его не поймёт. Студенты думают о карьере-мечте и говорят о трудоустройстве и стажировках, менеджер говорит о компании и требованиях. Чего-то в этой цепочке всегда будет не хватать, а именно — ответа на вопрос: и что дальше? Специалист по работе с вузами знает, как организовать взаимодействие со студентами, не станет "вешать им лапшу на уши", призывая поголовно стать предпринимателями, а может предложить конкретную систему действия, конкретных наставников, которые объяснят, что учить, какие навыки востребованы, где можно себя попробовать".
Алексей Дрозд, директор учебного центра "СёрчИнформ": "Для "СёрчИнформ" это направление стратегическое. Под него был сформирован отдел и выделены значительные ресурсы. Для бизнеса подобные проекты всегда затратны и никогда не рассчитаны на получение прямой выгоды или прибыли. Построена работа с вузами таким образом, чтобы студенты получили практические навыки использования современных средств защиты информации. Наши учебные курсы включают материалы, основанные на опыте компании и практике заказчиков. Мы регулярно проводим совместные с вузами семинары по вопросам информационной безопасности.
Сфера образования — серьёзная отрасль, со своей нормативной базой, стандартами и особенностями, в которых нужно разбираться. Грамотно выстроить сотрудничество с вузами сможет только квалифицированный специалист, разбирающийся в "системе"".
Олег Власенко, заместитель директора SimbirSoft: "Мы пришли к идее работы с вузами более 5 лет назад. Однозначно, в компаниях будут появляться сотрудники, отвечающие за взаимодействие. Возможно — на уровне топ-менеджеров. Возможно, появятся исполнители, которые будут организовывать совместные мероприятия. Я считаю, что это будут действующие или бывшие преподаватели вузов, работающие сегодня в компании. Либо это будут PR-щики и администраторы, которые будут в организации".