Когда мы говорим о том, как меняются задачи HR, то обязательно имеем в виду то, как сильно изменилось его значение для бизнеса и для самих сотрудников за последние годы. В преддверии конференции "HR-Перезагрузка", которая пройдёт в Санкт-Петербурге в ноябре, мы вспомнили историю и подготовили небольшой экскурс в будущее: узнали у HR-менеджеров, как они представляют свою работу через десять лет. Почему роботы не отнимут рабочие места и в кого придётся переквалифицироваться современным HR-менеджерам?
Согласно опросам hh.ru, для 77% компаний главная ценность, которую обеспечивает HR-отдел — это подбор кадров. Для 42% — скорость подбора персонала. С этими задачами в первую очередь ассоциируется HR, и об их автоматизации больше всего говорят. Говорят с надеждой: рутинные операции должны, наконец, уйти в прошлое, а самые ответственные и творческие — остаться у человека.
Для поиска сотрудников и первичной коммуникации с ними появился целый ряд интересных инструментов: от чат-ботов и видео-ботов до программ, которые собирают информацию о человеке из разных социальных сетей и советуют, как лучше с ним общаться. Но доверия к ним у HR-менеджеров нет: 69% опрошенных заявили, что полный цикл подбора (от поиска кандидата до первичной коммуникации с ним) никогда не будет автоматизирован; 54% уверены, что если поиск кандидатов ещё можно автоматизировать, то подбор — точно нет.
Рекрутеры не готовы быстро сдать позиции машинам: на фоне отсутствия бюджетов на автоматизацию и сложностей с поиском сотрудников это легко объяснить осторожностью и экономией. Тем не менее, работа с данными, аналитика и предсказание увольнений — то, о чём мечтают сегодня все. В результате через несколько лет на рынке может появиться профессия предиктивного аналитика, который обнаружит зависимости в данных и сможет делать выводы на их основе.
На изменение подхода к работе во многом повлияет смена поколений. На рынок выходит "поколение Z": они не знали проблем с деньгами и работой, проводят большую часть времени, уткнувшись в телефон, они выросли в мире, где к 20 годам их сверстники уже реализовали несколько успешных проектов.
Представители этого поколения диктуют новые подходы к управлению командой. В первую очередь к общению руководителей с подчинёнными: "поколение Z" хочет мгновенной реакции на свои действия, постоянной обратной связи. Кроме гаджетов и внутренних соцсетей, которые помогают такой фидбэк организовать, изменения претерпевает организационная структура компании. Новое поколение стремится к открытому общению с руководством, обмену идеями и мнениями, равноправию и многообразию в коллективе, быстрой реакции на тренды.
В результате этих особенностей могут появиться профессии:
В 2013 году учёные из Оксфорда Майкл Осборн и Карл Грей предложили методику, по которой можно рассчитать, насколько профессия подвержена автоматизации. По их мнению, сложнее всего автоматизировать труд, связанный с переговорами, убеждением, помощью и заботой о других, социальной активностью.
В этом направлении будут двигаться и HR-менеджеры будущего. Уже сейчас в компаниях появляются программы по well-being, улучшению качества жизни, причём не обязательно связанные со здоровьем. Проект компании JTI, который занимался благополучием сотрудников вплоть до пропаганды финансовой грамотности, получил в прошлом году первое место в номинации "Северная столица" в конкурсе "Премия HR-бренд". Снижение уровня стресса, борьба с лишним весом, работа с личной эффективностью — эти услуги уже сейчас предлагают некоторые компании своим сотрудникам. Работодатели всё больше задумываются о качестве жизни сотрудника как одном из главных факторов, влияющих на качество его работы.
Новые направления охватят и психологическую атмосферу в офисе, и коучинг. Могут появиться профессии:
Это далеко не полный список: уже сейчас появляются консультанты по Agile HR, менеджеры по стрессу и специалисты по работе с удалёнными сотрудниками. Даже если они не приживутся в новой среде, направления развития HR сохранятся — это курс на глубокие профессиональные знания и на удовлетворённость личной жизнью.
|
|
||
novosibirsk.hh.ru. | ||
|
||
24 октября 2017. | ||
|
||
Управление персоналом. |