В этой статье предлагается авторская концепция фонопедического подхода к развитию, сохранности и реабилитации речевого голоса. Концепция сформировалась в моей клинической практике за тринадцатилетнюю работу в фониатрическом кабинете поликлиники №1 Новосибирска в должности педагога-фонопеда.
В основе концепции и практической работы — защитные механизмы голосообразования, применяемые в академическом пении и их использование в речеобразовании.
Итак, почему "гигиена" и почему "речи", не "голоса"? Всегда полезно обратиться к определениям: "Гигие?на (от др.-греч.?γιειν? "здоровая", из?γ?εια "здоровье") — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействий. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.
В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:
Есть ещё разделы, но к теме они отношения не имеют.
Природный фактор, воздействующий — постоянно — на голосовой аппарат, это воздух, которым мы дышим, его засорённость, смена температуры. Это же относится и к пище, и к питью, проходящих через ту же полость (рот и глотку), которая участвует в голосо-и речеобразовании. Повторять азы этой стороны гигиенических правил не вижу смысла. Это все знают с детства, другой вопрос, соблюдают ли! Более того, певцы и певицы, которые более чем кто-либо должны заботиться о своём рабочем органе — и курят, и пьют.
Гигиена труда уже имеет прямое отношение к теме. Традиционно под "профессионалами голоса и речи" понимаются певцы, актёры и те, кто говорит по радио и телевидению. Обратите внимание на последнюю формулировку. Я не написал "дикторы радио и телевидения". Они "исчезли как класс" и заменены журналистами, комментаторами, ведущими всех мастей, у которых качество речи и голоса находится не только на последнем месте, а вопрос об этом даже не ставится — примеры читатель может услышать каждый день на любом канале телевидения и на любой волне радио. "Мусорные" слова, бесконечно тянущиеся междометия: "э-э-э"… Хриплые и сиплые голоса… Но дело даже не в самих этих "профессионалах речи", а в том, что они навязывают эти негативные стереотипы обществу как норму.
Есть ещё гораздо более многочисленная армия "тружеников речи". Учителя, преподаватели средней и высшей школы. Об их голосе и речи не заботится никто, нигде и никогда. До тех пор, пока они не становятся пациентами фониатрии с диагнозами "функциональная дисфония" и "функциональная афония", т. е. частичная или полная потеря голоса при объективно нормальном голосовом аппарате.
Всех перечисленных объединяет одно: все в процессе трудовой деятельности находятся в ситуации повышенной голосовой и речевой ответственности. Сколько бы ни работал человек в своей профессии, какой бы опыт ни приобрёл, если его голосовая функция, а, значит, и речь не отвечает критериям биологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности — раньше или позже неприятности неминуемы.
В физиологическом или биоакустическом аспекте работы над голосом — любым и с любой целью, весь ФМРГ можно рассматривать как способ устранения неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции.
Вряд ли кто-то усомнится, что наиболее совершенная технология голосообразования имеется у академических оперно-концертных вокалистов обоих полов. Если это так, то, возможно, что поиск средств в направлении "гигиены речи" есть смысл поискать у них.
Биоакустическая суть академического пения — это возможность издавать звуки, многократно превосходящие по длительности, высоте и силе обыденную речевую фонацию, делать это несколько часов ежедневно в течение многих лет. Эта возможность обеспечивается действием ряда защитных механизмов. Механизмы эти работают на нескольких уровнях от механического и акустического до эндокринологического и эмоционального.
Вся система защиты отобрана и сформирована в ходе биологической эволюции, следовательно, запускается и регулируется автоматически. Как и всё в организме, тканевые образования, входящие в систему защиты многофункциональны и обслуживают не только (и не столько!) голосовую функцию. Вся система есть у каждого нормального человека, и существует в режиме ожидания.
Перевод системы из режима ожидания в режим действия, т. е. запуск, осуществляется, в основном, эмоциональными механизмами. Но эти механизмы, в свою очередь, запускаются в повседневной жизни стрессовыми ситуациями и не фиксируются сознанием, не запоминаются и не воспроизводятся в спокойном самочувствии по желанию волевой командой.
Голосовая функция является такой же двигательной функцией человека, как и все другие. Голосовой аппарат является такой же мышечной системой, как, например, лицевая мускулатура, которая, к тому же является составной частью голосового аппарата, принимая активнейшее участие в голосо-и речеобразовании.
У подавляющего большинства людей голосовая функция и голосовой аппарат очень сильно отстают в развитии от всего тела, и происходит это в результате описываемой далее ситуации.
У новорождённого при отсутствии какой-либо серьёзной патологии развития, все функции, в т. ч. голосовая, развиваются равномерно и интенсивно, ибо в равной мере являются жизнеобеспечивающими. Например, крик младенца, сигнализирующий о каком-либо дискомфорте, не зависит от местонахождения матери: ребёнок будет кричать в одном и том же тембре и одинаковой силе звука и у матери на руках и вдали от неё. Ребёнок может кричать часами, пока его потребности не будут удовлетворены. Со временем, если у ребёнка нет патологии слуха, он начинает воспринимать свой голос и исследовать его также как ручки и ножки, постепенно тренируя и учась управлять им.
Как правило, родители как-то обучают ребёнка самым элементарным навыкам работы рук и корпуса. Внимание к речи малыша возникает гораздо позже и только в связи с дефектами произношения или заиканием.
Музыкально-певческое развитие в яслях, детском саду и школе также не даёт особых результатов. Даже на хоровых занятиях в традиционном виде, т. е., без применения ФМРГ, голос не развивается в динамическом (энергетика) и звуковысотном (диапазон) отношении. Кроме того, сама эстетика детского пения и специфический репертуар детских хоров не позволяют этого делать, если педагоги не придерживаются академической традиции. При самых благих намерениях и методической оснащённости музыкальных воспитателей в детских садах, учителей музыки в школах, хормейстеров внешкольных учреждений их возможности и время воздействия на детей не могут решить проблему устранения неравномерности развития голоса.
Проблема эта проявляется в уязвимости голосового аппарата и органов дыхания в силу их неразвитости и не тренированности, в неразвитости фонематического слуха для дальнейшего развития речи, в т. ч. на иностранных языках, и в общей неразвитости эмоционального слуха и эмоциональной интонации речи, в т. ч. в аспекте восприятия. В результате — в неразвитость эмоциональной стороны личности, эмоциональную холодность, чёрствость.
В период доречевого развития необходимость моментального реагирования голосом на меняющееся физическое и эмоциональное самочувствие заставляет ребёнка использовать все заложенные природой механизмы голосообразования, режимы работы гортани и предусмотренный природой физиологический звуковысотный и динамический (силовой) диапазон. А поскольку у ребёнка первых месяцев жизни малейший дискомфорт вызывает максимальную отрицательную эмоцию, то и возможности голосового аппарата используются им максимально, т. е. физиологические диапазоны режимов работы гортани используются до установленных природой пределов, что в свою очередь вызывает включение природных защитных механизмов голосообразования и, соответственно, тренаж всей системы. В доречевом периоде нервно-мышечный аппарат голосовой функции развивается естественно и равномерно.
Развитие речи можно рассматривать как постепенную социализацию голосовой функции, т. е. введение её в весьма жёсткие ограничения, сформированные данным языком в данном социуме. Это касается звуковысотности, силы тона, а, следовательно, режима работы гортани (регистра) и, что особенно важно — длительности.
Протяжные громкие гласные доречевой коммуникации, реализуемые попеременно всеми регистрами в большом диапазоне, постепенно сменяются краткими звуками в доли секунды, чередующимися с согласными и издаваемыми на двух — трёх тонах с небольшой силой. В зависимости от традиций социума, языка и конкретной семьи закрепляется режим работы гортани — грудной или фальцетный, как основной. Свистковый регистр сохраняется в режиме ожидания и используется в экстремальных эмоциональных ситуациях и играх.
Чем старше становится ребёнок, тем реже его голосовой аппарат включается на естественное реагирование голосовыми сигналами доречевой коммуникации. Любое эмоциональное самочувствие ребёнка теперь находит выражение в речи, в т. ч. и в ненормативной лексике. Ёе можно рассматривать как замену табуированных голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК). Если эмоции выводят голосовую функцию на более высокий уровень энергетических затрат — всё равно смешанность с речью тормозит естественное её проявление.
Постепенное установление какого-то одного режима работы гортани как основного для речи ограничивает включение и развитие другого (как правило, фальцетного) и, соответственно, ограничивается их взаимное влияние. Мозг и голосовой аппарат постепенно "забывают" неречевые проявления голосовой функции, и выведение этих проявлений из режима ожидания в режим действия требует всё более высокого градуса эмоций. В результате к школьному возрасту начинает сказываться неравномерность развития мышц голосового аппарата и соответствующих структур центральной нервной системы. Тем более это усугубляется во взрослом возрасте.
Человек пользуется голосом во время речи, как правило, не отдавая себе отчёта о том, как и что происходит в организме. Пение — другой вид использования голоса, требующий другой психологической целевой установки. В общественном сознании сложилась ситуация, разделяющая использование голоса человеком, во-первых, в речи, во-вторых, в пении. Но голосовая активность человека не исчерпывается только этими проявлениями.
Одним и тем же биологическим комплексом тканей и полостей, т. е. голосовым аппаратом человек издаёт самый широкий ряд звуков. В этот ряд вмещаются плач и смех, крик отчаяния и радости, стон боли и стон наслаждения, кряхтение, натуживание, шёпот и т.п. В этом же ряду все градации силы и скорости речи, и все виды пения. Этими же мышцами человек свистит, дует и плюёт. Один и тот же ряд мышц участвует как в образовании гласных и согласных, так и в жевании, глотании, отрыгивании.
Речь и пение обычно в первую очередь понимаемые под голосовой активностью на самом деле являются только наиболее привычными и заметными из всего многообразия проявлений голосовой функции.
Необходимо дифференцировать понятия "голосовая функция" и "голосовой аппарат". Голосовой аппарат — это орган, голосовая функция — работа этого органа. Реализует работу органа функциональная система — образование центральной нервной системы. Этими же мышцами — челюстью, губами, языком, глоткой, надгортанником, может управлять в процессе, например, приёма пищи совершенно другая функциональная система.
Все проявления голосовой активности человека могут быть приведены в определённое структурное единство. Структура распадается на два уровня. Один — это всё, что связано с поведением, т. е. биологическим существованием человека. Другой — всё, что связано с деятельностью человека как социального существа. Отсюда следует понятие голосовая активность, объединяющее поведение и деятельность. Поведенческий уровень будет являться базисным, а деятельностный — надстроечным, т. к. он включает в себя формы общественного сознания, большинство которых основано на речи. Базисный, физиологический уровень в скрытом или явном виде всегда присутствует в деятельностном уровне голосовой активности.
Речь в том виде, в котором она существует сейчас, сформировалась относительно недавно. Основой общения людей в период формирования речи и ранее были голосовые сигналы биокоммуникации, которые называются голосовыми сигналами доречевой коммуникации, несущих нам так называемую экстралингвистическую (внеязыковую) информацию.
В человеческом общении способность матери однозначно расшифровывать сигнал, подаваемый младенцем не нуждается в доказательстве: голоден ли он, болеет ли, ощущает ли дискомфорт. Каждый безошибочно отличит слезы радости от рыданий горя, смех веселья от истерического хохота, стон боли от стона наслаждения.
Миллионами лет эволюции в человеке заложены механизмы звуковой коммуникации, несущие информацию о процессах, происходящих в организме. При этом восприятие таких сигналов происходит в узком спектре значений каждого сигнала, так что можно понимать его однозначно. В сознании тут же возникнут также определённые слуховые представления. Их нельзя взаимозаменить и перепутать, они не только однозначно воспринимаются, но и однозначно имитируются по заданию.
Опишем некоторые проявления речи. На первый взгляд, различие речевых проявлений идёт по уровню интенсивности звука. Но если связать эти явления с сигналами доречевой коммуникации, то становится очевидной и качественная разница в механике.
Основой нормальной бытовой речи является итерация (лепет), когда ребёнок, неосознанно экспериментирует со своим голосовым аппаратом, осваивая управление им для дальнейшего подражания речевой деятельности взрослых. Тихая бытовая речь может включать в себя механику сипа или хрипа, громкая бытовая речь основана на крике или стоне, громкая стрессовая — тоже крик, вой, визг. Достаточно вспомнить описания речи, имеющиеся в произведениях мастеров литературы.
Под речью сценической усреднённой будем понимать не только речь актёров, но и речь преподавателей, лекторов, ораторов — т. е. людей, чья речь в содержательном аспекте специально готовится (говорит — "по-писаному"), но которые не проходят специальную подготовку в голосовом аспекте.
Профессиональная сценическая речь — это речь, включающая в себя специфические певческие элементы, которые, в свою очередь, так же основаны на механике сигналов доречевой коммуникации. Можно сказать, что профессиональная сценическая речь является промежуточным уровнем, объединяющим речевой и певческий уровни.
Речевая пародия в данном аспекте рассмотрения, это целенаправленная имитация индивидуальных особенностей речи, причём, как правило, её недостатков или дефектов.
На основе предложенной классификации далее будем рассматривать понятие "Гигиена речи". В это понятие вполне умещается и голосовая технология, и интонационный репертуар, и темп (скорость) высказывания, и уничтожение "мусорных слов", и устранение неинформативных междометий типа бесконечных "э-э-э-э" наших комментаторов в теленовостях. Цель проста: быть понятным и приятным для собеседника в повседневном бытовом общении, понятным и воспринятым без отрицательных эмоций (как минимум) в профессиональном деловом общении: доклад, лекция, урок, дискуссия и т.п. Это цель, так сказать, коммуникативного комфорта. Но есть ещё один аспект — фониатрический и фонопедический, или, как сейчас принято выражаться "здоровьесберегающий". Для тех специалистов, у которых голосовой аппарат (речь) является основным орудием труда, этот аспект цели является базовым.
В качестве "лирического отступления", опишу одну неприятную особенность, которая может перечеркнуть все положительные качества высказывания или общения. Причины это особенности могут быть разными: дефект зрения в детстве, хотя и исправленный давно и успешно, манера общения в семье… Суть особенности в том, что собеседник старается приблизиться к коммуниканту как можно ближе, вторгаясь в личное пространство, что автоматически вызывает негативную эмоцию. Слушатель начинает рефлекторно отступать, говорящий же продолжает надвигаться, не осознавая этого. Особенность проявляется только в парной коммуникации и не включается в групповой, например, у преподавателя. Проявляется в равной степени у обоих полов и не зависит от уровня личностного развития, образования и т.п. Читатель может проверить, есть ли у него такие знакомые и, заодно, посмотреть на себя со стороны — не грешен ли сам. Встречается это и у актёров, с чем жестоко борются режиссёры, крича из зала: "Прекратите общаться нюхало в нюхало!" Конец "лирического отступления".
|
|
||
Виктор Вадимович Емельянов. | ||
|
||
vsetreningi.ru. | ||
|
||
20 ноября 2017. | ||
|
||
Личная эффективность. |