БОльшую часть кандидатов, которые откликаются на вакансии и приходят на собеседования, можно условно разделить на пять групп в зависимости от их мотивации и соответствия профессиональным компетенциям.
Не нужно описывать, что движет кандидатом, какой он профессионал, хочет ли работать именно в вашей компании или просто скитается по рынку труда. Достаточно просто определить его цвет и сделать пометку на резюме — и ваш зашифрованный отзыв готов!
Красный
Это такой тип кандидатов, которым срочно нужна работа. Им все равно, где и кем работать, лишь бы взяли. Чаще всего им просто срочно нужны деньги, чтобы прокормить себя, заплатить за квартиру и кредиты.
Они согласны на любую работу, согласны на любые условия. Они отправляют резюме в множество компаний и на различные позиции. В резюме они обычно перечисляют через запятую, на какие должности они претендуют. Выглядит это примерно так: Бухгалтер, экономист, менеджер по продажам, офис-менеджер.
И, скорее всего, когда вы спросите — чем вас заинтересовала наша вакансия, вам ответят — "Да я на самом деле во многие компании резюме отправил… А чем заинтересовала именно ваша — не помню".
Основная мотивация — деньги, обеспечить себе безопасность, закрыть базовые потребности.
На что стоит обратить внимание:
- Так как мотивирован лишь на деньги, может "сбежать" от вас дальше, искать место получше, если поймет, что ему не хватает.
- Долго точно не проработает, и пользы особой для компании не принесёт.
Этакий "колобок", поработал — зарплату получил — и покатился дальше.
Оранжевый
Самый желательный для работодателя тип кандидата (но встречается все реже). Он целенаправленно ищет работу, знает, чего хочет. И вашу компанию он выберет не случайно, ведь он давно хотел попасть к вам. Скорее всего, имеет большой опыт работы в аналогичной сфере, в схожей по профилю компании.
На вопрос — почему к нам? — даст чёткий вразумительный ответ.
Мотивирован на конкретную профессиональную сферу и развитие в ней, на самореализацию через профессиональную деятельность.
На что стоит обратить внимание:
- Если желаемый образ компании, который кандидат сам себе создал, вдруг не совпадет с действительностью, то такой сотрудник, естественно, сильно разочаруется.
- Таким кандидатам на собеседовании стоит раскрыть "всю правду" о компании, чтобы не было никаких заблуждений.
- Обязательно нужно понять, какие истинные мотивы движут кандидатом, чем он мотивирован.
Вообще, можно сказать, что оранжевый — это "спелый" кандидат.
Жёлтый
Это недо-оранжевый. Еще не совсем созрел. Работу ищет в конкретной сфере, рассматривает и выбирает из нескольких вариантов. Ищет, сравнивает, взвешивает.
Специалист в своём профиле, хочет расти и развиваться.
Что отличает его от оранжевого, так это отсутствие маниакального желания устроиться на работу именно в вашу компанию. Такого кандидата стоит заинтересовать, презентовать свою компанию.
Мотивация у такого кандидата чаще всего на профессиональное развитие и карьерный рост.
На что стоит обратить внимание:
- Как и у оранжевого, нужно хорошо "прокопать" мотивацию, профессиональные компетенции.
- Если кандидат вам понравился, то его нужно заинтересовывать, "продавать" свою вакансию.
Зелёный
Стремится найти работу в определенной сфере, возможно, решил сменить род деятельности. Но действует, тем не менее, целенаправленно. Активный.
У такого кандидата может быть недостаточно опыта, но есть необходимый потенциал, есть все задатки для роста в выбранной профессии.
Либо есть хороший опыт в своей сфере, и он претендует на более высокую должность, чем занимал ранее.
Может быть мотивирован на профессиональный рост, стабильность, на результат.
На что стоит обратить внимание:
- Стоит оценить, насколько эффективен будет кандидат на претендуемой должности, сколько придется вложить в него, чтобы он стал профессионалом.
- Сколько он готов работать в вашей компании и окупятся ли ваши вложения в его обучение.
Синий
Это самый "замороженный" тип соискателя. Его резюме может годами висеть на сайтах о работе. Его периодически приглашают на собеседование, и он на них иногда приходит.
Но пока не планирует никуда двигаться. Ждет супер-предложения. Пассивный.
Мотивация — повысить самооценку, понять, что он востребован, им интересуются и даже приглашают на собеседования.
На что стоит обратить внимание:
- Такой кандидат придет к вам на работу, если только вы предложите ему что-то ооочень стоящее (по сравнению с тем, что у него есть сейчас).
- Может быть, зарплату в два раза больше, а может быть должность на несколько позиций выше.
- Такому кандидату точно не стоит выкладывать всю информацию о компании.
Конечно же, эта классификация не включает в себя абсолютно всех кандидатов, но в большинстве случаев после беседы с одним из них можно чётко определить цвет кандидата.