Слово "Кризис" в наше время хорошо знакомо каждому — по данным статистических исследований, это в настоящее время одно из наиболее часто употребляемых слов. И состояние, которое передаёт это само слово более-менее себе представить может каждый.
А какое действительное значение этого слово и каков его смысл — знают далеко не все. В изначально медицинском определении, понятие "кризис" соответствует переломному моменту в ходе болезни, ведущий к улучшению или ухудшению состояния больного. И ключевым моментом здесь является "или" — оказывается, кризис может приводить к весьма позитивным переменам, и даже к процессу возрождения.
И действительно, если посмотреть на нынешние финансовые кризисы, то некоторая часть людей получила от этого сплошные бонусы — например, те, кто хранил деньги в валюте. Хотели купить жилье, купили два — себе и детям, и ещё на ремонт хватило. Однако, это скорее случайность, чем некая закономерность, и сработал этот механизм на крупное приобретение, которое в жизни среднего обывателя происходит не часто.
А можно ли как-то сознательно способствовать тому, чтобы кризис завершится улучшением? Да, конечно — если мы продолжим изучать значения слова "кризис", то найдём ответ на этот вопрос — например, в японском языке иероглиф, означающий слово "кризис", состоит из двух, один из которых означают "опасность", а другой — "скрытая возможность". Всё вместе — "кризис".
И тогда становится понятно, что во-первых, как мы уже поняли, кризис может завершиться успешно и вывести текущую ситуацию к новым горизонтам, а во-вторых, для этого необходимо "открыть" те самые скрытые возможности и найти им наиболее эффективное применение. И заметьте — уже как-то совсем по-другому мы начинаем этот самых кризис воспринимать… Как-то более позитивно и даже с некоторым интересом…
Однако, после научно-познавательного вступления хочется каких-то практических инструментов и рекомендаций для поиска скрытых возможностей. И для начала нужно определить те жизненные сферы, которые может затронуть кризис. У каждого человека они индивидуальны, однако есть некая общность.
Затем нужно выделить самое для вас важное, ключевое, что вы получали в этой сфере. Например, сфера отдыха и развлечений. Возьмём путешествия — например, вы привыкли отдыхать за границей и ключевой ценностью для вас является сервис и комфорт. Или красота и зрелищность. В этом случае вполне возможно сохранить присутствие этих ценностей, переориентировав фокус внимания на отдых внутри страны или ближнее зарубежье. Если же ключевая ценность именно "побыть за границей", то, оказывается, и в наше кризисное время вполне достаточно стран, поездки в которые весьма гуманны по стоимости.
Или возьмём отдых как времяпрепровождение с друзьями в общественных местах — кафе, рестораны, места развлечений. Если ключевая ценность — это именно общение и поддержание дружеских связей, то прекрасной альтернативой походов в кафе и рестораны послужат визиты друг к другу с демонстрацией кулинарных навыков и умений — так называемые "праздники живота" — они воспринимаются как увлекательные мероприятия с игровой направленностью, при желании им также можно добавить элемента "соревновательности". Такие визиты способствуют не только более тесному общению и соответственно, созданию более близких взаимоотношений, но и позволяют развиться и расцвести ранее "дремавшим" талантам и способностям участников.
А вот если ключевой ценностью для вас является именно посещение эстетически приятных мест с гастрономической направленностью, то вполне возможно продолжить баловать себя — например, чаепитием или периодической дегустацией лёгкого десерта — такой вариант "лайт" будет проходить без ущерба для вашего нынешнего бюджета.
Далее давайте посмотрим, что происходит в сфере потребления. Бытовая техника и электроника — да, очевидно подорожала минимум в два раза по сравнению с докризисным периодом. Поэтому следует философски отнестись к тому, что мечты о TV с диагональю в 2 м будут продолжать ещё какое-то время оставаться мечтами — вместо этого можно просто почаще ходить в 3D кинотеатры. Также следует позаботиться о том, чтобы в телефонной книжке были номера квалифицированных и надёжных мастеров по ремонту этой самой бытовой техники или электроники — во многих случаях поломки ремонт будет стоить намного дешевле покупки нового аналога — возьмём на вооружение навыки бережливости наших мам и бабушек, живших в Советское время.
Теперь о мебели — как показывают практические наблюдения, она в целом подешевела. Это хорошая новость. А теперь не такая хорошая — стройматериалы подорожали. Поэтому ремонт жилья обойдётся дороже, однако за счёт снижения стоимости оплаты услуг по ремонту, можно выйти на вполне разумную сумму.
Теперь продукты… И вот здесь самое время так сказать "повернуть время вспять", а именно — пересмотреть свой рацион и пищевые потребности в сторону здорового и полезного питания. Можно даже обратиться за помощью к квалифицированному диетологу — он не только составит перечень здоровых и полезных именно для вас продуктов питания, но и укажет их норму ежедневного, еженедельного и ежемесячного потребления, что позволит сразу же учесть стоимость "корзины питания". И практически всегда эта стоимость значительно ниже, чем при докризисном "хаотичном" наборе из часто вредных продуктов и чрезмерном их потреблении.
Учитывая всё вышеизложенное, думаю, общее направление "хода мысли" — как сделать свою жизнь такой же комфортной и полноценной, как раньше, но в более бюджетном варианте (при этом привнеся в неё полезные и интересные новшества), в целом понятно — приблизительно то же самое следует сделать для всех остальных сфер вашей жизни. Возможностей, ранее скрытых, при этом открывается — масса.
Несколько сложнее обстоит дело со сферой авто и трудоустройства. По вопросу "автомобили и кризис" разумнее будет обратиться к эксперту в этой области — он вам обрисует картину и покажет приблизительно те же самые возможности, что описаны выше, только в отдельной узкой сфере автолюбителей.
Профессиональную же сферу есть смысл рассмотреть отдельно. Не секрет, что в период кризиса многие бояться потерять работу, а кто-то действительно теряет её. Для первых открывается много интересных возможностей для сохранения нынешний позиции — ведь для того, чтобы удержаться на своём месте, теперь нужно прилагать больше усилий, больше знаний, умений, больше компетенции — и многим это пригодиться в дальнейшем — в карьерном росте или переходе на более высокий уровень профессионализма. Для тех же, кто потерял в этот период работу, есть шанс переосмыслить свою профессиональную нишу, возможно пришло время что-то изменить.
Не обязательно кардинально, возможно повышение квалификации, или переквалификация во что-то смежное и востребованное на данный момент времени. А у кого-то возможна и кардинальная смена деятельности — и это вполне может быть то, чем вы всегда хотели заниматься или к чему у вас давно стали появляться склонности. И тогда "потеря" превращается в значительное приобретение.
Однако, необходимо помнить два важных пункта, следует выполнить в кризис каждому: первое, это позаботиться о создании "финансовой подушки" на три-четыре месяца. В неё включаются только необходимые насущные траты — это позволит чувствовать себя "защищёнными", а следовательно, уверенными в любых кризисных обстоятельствах.
И второе — позаботиться о расширении своих возможностей — создание новых моделей поведения, обретению "гибкости", расширению сферы общения, а также созданию новых типов мышления в новых условиях. Всё это можно и нужно получить на тренингах и семинарах.