Вопреки стереотипу, заниматься обучением персонала могут не только крупные корпорации. Все зависит от того, какой метод может себе позволить компания. Лекции, тренинги, кейсы — в чем их преимущества и недостатки? И каким ещё способом можно передавать сотрудникам важные для компании знания и навыки?
Ведущие HR-специалисты соглашаются, что за обучением персонала — будущее кадрового менеджмента. В условиях нехватки профессионалов компании стремятся не только привлечь лучших, но и вырастить лидеров в собственной компании.
Существует достаточно много способов развития сотрудников. При этом каждая компания может подобрать подходящий ей метод или комбинацию методов. Портал Rabota.ru вместе со специалистами по управлению талантами рассмотрел плюсы и минусы каждого из них. В нашем первом материале речь пойдёт об обучении вне рабочего места.
Правда, у подобных методов есть очевидный недостаток: обучение идёт, а работа стоит. С другой стороны, сотрудников ничто не отвлекает, и они могут сосредоточиться на получении знаний и навыков. Таковы общие сильные и слабые стороны методов развития с отрывом от производства. В то же время у каждого из них есть особенности.
1. Лекция
Лекция в особом представлении не нуждается. Работникам предлагают взять ручку и блокнот и вспомнить студенческую скамью. Только конспектировать им придётся уже не историю философских учений, а, к примеру, приёмы убеждения покупателей.
Преимущества:
- Возможность передать большой объем информации в сжатые сроки. Гуру бизнеса Брайан Трейси советовал каждому хотя бы раз в квартал посетить лекцию или образовательный семинар. По его словам, три с половиной часа заменяют неделю обычной работы, так как на лекции опыт представлен в концентрированном виде.
- Количество слушателей почти не ограничивается, следовательно, потребуется меньше лекций, чтобы охватить всех сотрудников.
Недостатки:
- Лекция не предусматривает различий между слушателями по опыту и компетентности. Если эти различия для компании значимы, придётся составлять несколько программ, что лишит лекцию её плюсов.
- Низкая активность слушателей. Отсутствие обратной связи мешает оценить то, насколько хорошо сотрудники усваивают материал. Следовательно, нет возможности внести коррективы в содержание.
- Лектор внезапно может столкнуться с тем, что специалисты с высшим образованием (а иногда и не с одним) с трудом усваивают материал. "Лекции хорошо усваиваются теми, кто привык воспринимать информацию на слух. Таких людей от природы довольно мало, — комментирует Анна Иванова, Master Business Coach, член ICF, руководитель департамента развития карьеры RH Partners. — А если лекция не сопровождается слайдами, диаграммами, видеофрагментами и другим наглядным материалом, то её практическая полезность невелика".
- Как следствие, к лектору предъявляются высокие требования: он должен заинтересовать аудиторию. "Хорошая лекция — это лекция мотивационного оратора, — говорит Анна Иванова.
- Как правило, это короткое зажигательное выступление на интересную для присутствующих тему, с живым обращением к потребностям аудитории, с шутками и анекдотами. Такие выступления хороши, например, во время большого мероприятия, когда собирается весь коллектив компании или, допустим, все сотрудники, занимающиеся продажами".
2. Семинар
В отличие от монологичной лекции, семинар — это полилог. "Лекции чередуются с групповыми обсуждениями, кейсами и выполнением каких-либо заданий с целью ознакомления участников с какой-то новой для них областью знаний или методикой", — поясняет Анна Иванова. Семинар может стать настоящим мозговым штурмом по решению конкретных проблем компании. Например, оптимизации системы клиентских пакетов.
Преимущества:
- На семинаре есть возможность оценить, насколько хорошо сотрудники поняли программу — благодаря вопросам и заданиям.
Недостатки:
- Из-за особенностей формата семинар не может охватить такое количество сотрудников, как лекция. "Количество участников не должно превышать 20–25 человек", — говорит представитель корпоративного университета ГК "РДВ-медиа".
- Ведущий семинара обязан быть активным и общительным, ведь ему предстоит совмещать функции лектора и модератора.
3. Тренинг
"Тренинги часто путают с семинарами и наоборот, — говорит Анна Иванова. — В этом нет ничего странного, ведь если тренинг не тренирует конкретных навыков, он автоматически превращается в семинар". Иными словами, тренинг — это развитие определённых компетенций. Теоретическая часть здесь сведена к минимуму. То есть если на семинаре предлагается порассуждать о принципах работы с клиентами, то на тренинге придётся окунуться в атмосферу общения с клиентом.
В рамках тренинга часто используются методы кейсов и деловых игр, речь о которых пойдёт ниже.
Преимущества:
- Благодаря своей практической направленности тренинг сокращает разрыв между обучением и практикой.
- На тренинге происходит активный обмен эмоциями. Сотрудники достаточно долго остаются заряженными и мотивированными.
Недостатки:
- К сожалению, огромный процент навыков, полученных на тренинге, вскоре теряется: ведь навыки закрепляются только при многократном повторении.
- Следовательно, одним только тренингом ограничиться не получится: руководителю или специалисту по персоналу придётся контролировать процесс закрепления полученных работниками навыков.
4. Деловая игра
Деловая игра — обучение в условиях, максимально приближённых к боевым, то есть к повседневной или потенциальной деятельности обучающихся. По аналогии со спортом её можно сравнить с тренировочной "двухсторонкой".
Пример деловой игры:
Группа разбивается на несколько команд. Каждая команда должна придумать эксклюзивный продукт (например, новый интернет-портал, вертолётное такси, интерактивное меню для ресторана и т.п.), который она могла бы предложить рынку, и составить бизнес-план на несколько лет вперёд. Один или несколько членов команды проводят презентацию своего продукта.
Каждый участник игры, независимо от принадлежности к команде, является инвестором. Он может распределить имеющуюся у него сумму денег между проектами команд-соперниц. Команда, чей проект собрал больше всего инвестиций, побеждает.
Условие победы — убедить инвесторов в том, что их вложения вскоре окупятся. Следовательно, продукт должен удовлетворять интересы широкой аудитории. Нетрудно догадаться, что интерактивное меню оставит вертолётное такси далеко позади.
Игра учит основам продакт-менеджмента, а также вниманию к деталям: ведь подробно проработанный бизнес-план вызывает больше доверия.
Важное условие обучающей деловой игры — активная позиция тренера. Он должен объяснить каждому его ошибки и организовать обсуждение результатов.
Преимущества:
- Тяжело в учении — легко в бою. Опыт, полученный в деловой игре, можно считать если не полноценным, то достаточным для того, чтобы в реальной ситуации работники не растерялись.
- Хороший "побочный эффект" деловой игры — сплочение сотрудников.
Недостатки:
- В игре может воцариться анархия, из-за которой вся инициатива переходит в руки самых общительных сотрудников. Остальные зачастую не имеют возможности проявить себя.
5. Работа в "тройках"
"Тройки" — особый формат деловой игры с предельно чётко заданными ролями. Каждому из троих участников предлагают последовательно побыть в роли менеджера, клиента (или начальника и подчинённого) и стороннего наблюдателя. Роли переходят от одного участника к другому, например, по часовой стрелке.
Преимущества:
- "Тройки" — хороший инструмент для отработки коммуникативных навыков, — говорит представитель корпоративного университета ГК "РДВ-медиа". — В особенности — для сотрудников, у которых они развиты слабее".
- Метод позволяет каждому из участников трёхмерную картину делового взаимодействия. Менеджер может почувствовать себя на месте клиента, а наблюдатель — взглянуть на привычную ситуацию со стороны.
Недостатки:
- Пожалуй, единственный серьёзный недостаток "троек" — ограниченность числа сотрудников, которое можно охватить за одну сессию.
6. Баскет-метод (от англ. In-basket)
Как и деловая игра, баскет-метод — это имитация реальных условий работы. Отличается он тем, что направлен на обучение будущих руководителей. Как правило, обучается один сотрудник, в то время как тренерами выступают сразу несколько его коллег.
Обучаемому предстоит на себе почувствовать, как нелегко быть боссом. Он должен ответить на огромное количество писем, разобрать лежащие у него на столе документы, отдавать распоряжения, звонить, принимать звонки, разрешать конфликты и встречаться с партнёрами. Все это — за ограниченный период времени.
Название происходит от списка дел, которые предстоит решить. Решённые проблемы перемещаются в список "out basket".
Преимущества:
- Навыки, которые тренирует баскет-метод (тайм-менеджмент и умение отличать главное от второстепенного) — одно из главных условий перехода талантливого лидера на уровень талантливого руководителя.
- Высокий уровень интереса и мотивированности участника.
Недостатки:
- "Метод корзины" требует очень больших затрат времени и ресурсов, а также детальной организации. Позволить его себе могут далеко не все компании.
7. Кейс-метод
"Речь идёт о ситуации, которая либо имела место в действительности, либо максимально правдоподобна, — говорит представитель корпоративного университета ГК "РДВ-медиа". — Но никто, кроме ведущего, не знает её окончания". Как и в испытании при приёме на работу, участникам предлагают найти решение самим. Затем необходимо сравнить найденное решение с реальным развитием событий.
Преимущества:
- Сотрудники получают практику решения задач, с которыми им предстоит столкнуться.
- Множество вариантов решения и допустимого хода мысли тренируют гибкость мышления.
Недостатки:
- "В случаях дефицита времени кейс-метод лучше не использовать", — советует представитель корпоративного университета ГК "РДВ-медиа". Эксперт вычисляет тайминг занятия с кейсами: "Около двадцати минут на чтение (кейс может быть сформулирован на двух страницах), около часа на подготовку решений, десять минут на обсуждение, затем — время на демонстрацию окончания кейса и снова на обсуждение. Итого — около двух часов на один кейс".
- При плохой организации обсуждение может стать беспорядочным и утратить логичность, а следовательно — и развивающую ценность.
- "Строго говоря, кейсы не обсуждают, а решают. Тренер должен чётко сформулировать вопрос, а результатом должны стать несколько конкретных вариантов решений, которые желательно зафиксировать на флипчарте. Контроль за тем, чтобы решение не свелось к беспорядочным разговорам — в компетенции тренера" — говорит представитель корпоративного университета ГК "РДВ-медиа".
8. Дистанционное обучение
Дистанционное обучение напоминает работу с программами-самоучителями. Сотрудник получает по электронной почте учебный материал, разделённый на несколько модулей, и ряд практических заданий. После выполнения всех заданий и прохождения финального теста обучение можно считать успешным.
Преимущества:
- Самый очевидный плюс дистанционных программ — они идеально подходят для компаний с большой географической разбросанностью.
- Стандартизация знаний. "Вне зависимости от географической удалённости все сотрудники проходят обучение равного качества", — комментирует Анна Иванова.
- Экономичность. "Стоимость часа такого обучения всегда ниже стоимости часа аудиторных занятий", — утверждает эксперт RH PARTNERS.
Недостатки:
- Дистанционное обучение не оставляет возможности для групповых упражнений и получения обратной связи от тренера. По словам Анны Ивановой, в таком случае необходим режим видеоконференции, что не всегда возможно технически, но в любом случае дешевле, чем командировка тренера "живьём".
- Самостоятельная работа требует от сотрудников высокой мотивации.
- Нет гарантии достоверности результатов. "Контрольный тест может сдать не сам сотрудник, а его более опытный коллега, и это может остаться незамеченным", — предупреждает Анна Иванова.
- Наконец, как утверждает эксперт, система дистанционного обучения экономична при её использовании, но очень затратна при внедрении. Пользоваться ею имеет смысл только крупным компаниям с широким географическим разбросом офисов.
Свои среди чужих — и наоборот
Обучение с отрывом от производства проводит либо корпоративный университет, либо внешние провайдеры. Если у компании есть выбор, она может взвесить плюсы и минусы обеих форм организации развития талантов.
Преимущества корпоративного обучения:
- Выплачивать оклад корпоративному тренеру дешевле, чем гонорар тренеру внешнему. Естественно, в том случае если тренинги в компании проводятся регулярно.
- Корпоративный тренер сильнее заинтересован в конечном результате своих занятий. "Работа внешнего тренера считается выполненной на том этапе, когда он провёл занятие, — говорит представитель корпоративного университета ГК "РДВ-медиа". — Если сотрудники не научились реализовывать услышанное на практике и возвращаются к привычным стереотипам, то внешний специалист ответственности за это не несёт. В корпоративном же формате результат находится в компетенции тренера".
Преимущества внешнего обучения:
- Помощь внешних экспертов — это возможность дать сотрудникам знания и навыки, которые пока не доступны самой компании.
- "Не все форматы развития талантов можно реализовать на корпоративном уровне", — говорит представитель корпоративного университета ГК "РДВ-медиа". "Например, тренинг должен идти несколько дней подряд, — продолжает эксперт. — А в корпоративном формате это трудно реализовать: приходится отрывать сотрудников от работы".
- При внешнем обучении, как правило, выше мотивация работников. "На корпоративное обучение накладывает отпечаток то, что сотрудников туда направляют вне зависимости от того, насколько они в этом заинтересованы. В результате у многих из них снижается мотивация" — утверждает представитель корпоративного университета ГК "РДВ-медиа".
Компромиссный вариант — при помощи провайдеров подготовить собственных тренеров, которые затем транслируют знания в рамках корпоративного университета.