Мастерскую Анатолия Гуляева из Коркино знают далеко за пределами уральского городка. Из сухих веток и коряг мастер ваяет резные сундуки, сучковатые столы и стулья, будто из русских народных сказок. Необычную мебель заказывают по всей стране. Мы отправились в Коркино, чтобы увидеть собственными глазами, как работает мастер.
Мастерская у Анатолия Гуляева не гламурная, но уютная: топится буржуйка, на столе горячий самовар. Сладко и свежо пахнет сосновой стружкой. В глаза сразу бросается резной ларь, будто сбежавший из мультика про домовёнка Кузю — помните сундук со сказками? Кроме сундуков и резных дверей, в мастерской почти ничего нет — изделия долго не залёживаются. Анатолий мастерит их на заказ и сразу отправляет адресатам во все уголки страны.
"В детстве я собирал мотоциклы-картинги-луки — ну, что пацану надо? — начинает Анатолий. — Родные где-то ругали, где-то поощряли, понятно, что за опасные изобретения по головке не гладили. Например, смастерили с друзьями лодку и собирались форсировать бурные реки. Родители это пресекли на корню. А мебелью года четыре занимаюсь. Было не совсем весёлое время — нет работы. Пришлось долго дома сидеть, но руки надо было куда-то приложить. Первое, что сделал, — бабки-ежкин стул. Людям понравилось, так и пошло дело. Себе вещи не оставляю — знаете про сапожника без сапог? Зато задумал себе целый дом. Сказочный! Но не "пряничный". За "пряничным" ко мне приезжали перед Новым годом, хотели такой на какую-то базу. Я спросил, как они себе это представляют. Не мой стиль! В итоге договорились на избушку на курьих ножках. А пряничный дом — не из наших сказок".
Пока течёт разговор, мы понемногу осматриваемся в мастерской. Взгляд выхватывает отдельные изделия и детали, например, странную конструкцию, прибитую к стене. Оказывается, это тотем Пафнутий. Приносит удачу, отпугивает мышей и служит вешалкой.
"А вот видите, у нас тут барабаны железные лежат, — показывает Анатолий. — В народе это называется глюкофон. Это перкуссионный лепестковый барабан. Сейчас я продемонстрирую…"
Анатолий берёт палочки, ударяет по металлической плюшке и совершенно неожиданно раздаётся сладчайший звук. Будто это уже другая сказка — восточная.
"Тоже сами делаете?" — удивляюсь я.
"Стиль обязывает, — веско отвечает мастер. — Видите сундук? Ему нужны кованые детали. Дерево и железо сочетаются друг с другом, так и стали работать с металлом. У нас есть наковальня, в планах сделать небольшую кузню с горном, потому что надо!
Материал для глюкофонов — старые газовые баллоны, — поясняет мастер. — Отрезаю от них верхнюю и нижнюю чашки, очищаю от краски и ржавчины, свариваю в форме летающей тарелки, а потом обрабатываю лепестки болгаркой и лобзиком. Звук настраиваю по тюнеру — специальная программка помогает поймать нужную ноту. А дальше декор: гравировка и воронение. Глюкофоны отправляю по всему миру, эти вот поедут в Америку и Германию. На них очень большой спрос".
Чаще всего в мастерской заказывают столы да стулья, но работа эта не особо творческая.
"Самому мне нравится работать с чем-то более занимательным. Например, вот этот буфет, — Анатолий показывает начатый резной комодик. — Интересно, когда сам не знаешь, что будет в конце. Не считая разве что сундуков, про которые всегда всё примерно понятно. А всё потому, что работаю с ветками, корягами. У всех них свой особый рисунок, поэтому никогда не получится двух одинаковых вещей.
А люди иногда просят: нарисуйте, как это будет. Ну, как я нарисую? — рассуждает Анатолий. — Я могу показать примерный эскиз, но, что получится в итоге, я и сам не знаю. Придумываю в процессе, на ходу, никаких шаблонов нет. Поэтому и делаются работы долго. Это из ДСП можно сколотить табуретку за 25 минут, а наш табурет собирается день-два. Ветки и коряги собираю в лесу — в магазинах они не продаются. Обязательно беру разрешение в лесничестве на вывоз сухостоя — закон такой. Ну и приходишь в лес, ходишь, высматриваешь кривые сухие деревья (живые не спиливаем никогда) и сразу прикидываешь, что можно сделать из этого дерева со всеми его изгибами.
Иногда сразу понятно: вот, например, этот ствол — будущие ножки стола! Приношу в мастерскую, ошкуриваю болгаркой с лепестковым диском. Дальше — брашировка: той же болгаркой подрезаю бороздки, изъяны для пущей брутальности. Столешницы чаще всего у меня из необрезной доски, её зачищаю, шлифую. Практически готовый стол декорирую ветками, лучше кривенькими, колоритными, изъеденными короедом, джутовой верёвкой, коваными деталями. Последний этап — покрыть маслом или воском".
Деревянные изделия, будто бы взятые из сказки, в последнее время приобретают большую популярность у заказчиков. Готовая дверь, которая сейчас стоит в мастерской, отправится в Озёрск, в конюшню с манежем в старом стиле.
"Три трона из нашей мастерской обрели своих царей, — усмехается мастер. — Последний делали для Деда Мороза. А до этого два заказали под впечатлением от сериала "Викинги"".
Хотя надо сказать, что мебель от мастерской "В сказке" недешёва. Один сундук, например, стоит 14 000 руб., другой, чуть поменьше, — 12 000. Мастер уверен, что это не высокая цена за ручной труд: сундук делается неделю, плюс материал.
"Работаю в основном с сосной, она податлива и красива по текстуре. Более дорогие породы повысят цену изделия, а я хочу, чтобы они были доступны", — объясняет мастер. По этой же причине Анатолий не отдаёт свои изделия на перепродажу в магазины. Нечасто его можно встретить и на городских маркетах: люди ходят туда за мелочёвкой, а сказочная мебель весьма солидна.
А вот куда мастер точно вернётся, так это на Бажовский фестиваль, в прошлом году "витрина" Анатолия вызвала там ажиотаж. И если хочется увидеть солнечные резные изделия вживую, приезжайте в июне на Бажовку и ищите самую большую толпу.
|
|
||
Елена Мазеева. | ||
|
||
afisha.74.ru. | ||
|
||
31 января 2017. | ||
|
||
Отраслевые тренинги. |