Часто мы сталкиваемся с родителями, которые переживают из-за того, что ребёнок не может найти себя, а значит и работу. У них возникает искреннее желание ему помочь — они начинают таскать возрастного "ребёнка" к психологам, которые всегда объяснят сложившиеся обстоятельства неведомыми душевными травмами, которые уже неизбывны. Родители иногда отчаиваются. Притом заметно, что дети это отчаяние не разделяют. Им вполне комфортно не находить работу. Парадокс.
На самом деле надо понимать важную деталь: есть ситуации, когда ребёнку просто невыгодно определяться с профессией, своей работой. Это называется саботажем, но родители в подавляющем количестве ситуаций не могут и в голову взять, что их сын или дочь могут просто саботировать этот процесс под разными предлогами. Более того, как может быть масса предлогов, так может быть и масса причин.
Причина первая: не работать. С этой причиной понятно.
Причина вторая: не иметь цели.
Это важно понять. Если ребёнок определился с целью и профессией и это объявил, то родители всегда могут нажимать: ты же хочешь стать биологом, тебе нужно хорошо знать биологию — поэтому никаких прогулок, надо учить задание на уроки!
А теперь — без биологии: если её нет, зачем стараться над биологией (русским языком, физикой и проч.), можно совершенно спокойно пренебрегать учёбой: зачем мне биология, если не пригодится? То есть отказ определяться с профессией позволяет легально ничего не делать и… искать дальше. До бесконечности.
Многие родители отказывают своим детям в такой хитрости. Мол, ну не может ребёнок так искусно хитрить и меня обманывать. На самом деле мало, кто отдаёт себе отчёт, что ребёнок общаясь среди своих сверстников набирается многих вещей, которые были непонятны ещё недавно. Например, многие не знают, что в молодёжной среде работать считается зазорным, а многие профессии в голос осмеиваются. Все мыслят категориями престижа и богатства, что вообще исключает идею работы — а включают идею какого-либо мошенничества, трюков, хитростей.
Не надо забывать, что огромное количество детей сидит в Сетях, а в Сети не воспитывают хорошее, просто не могут воспитать, потому что Сети — это выставка достижений, где вообще нет трудовых успехов — о них говорить неприлично. А вот "нагнуть предков на Египет" — это признак успеха и мастерства.
И вот родители приходят и плачут: что делать? Ребёнок останется без профессии, работы, без будущего! Помогите!
Но тут же возникает парадокс: оказывается, виновато всё, только не ребёнок: страна, город, плохие работы, низкие заработки — ребёнок действительно не может найти!
И когда напоминаешь, что мы не кадровое агентство, а все работы трудны и в них нужно добиваться результата в поте лица, родители часто впадают в ступор.
Мне давно кажется, что первая проблема детей — их родители. Родители просто не отдают себе отчёт, что дети часто их копируют и следуют их идеям. Ведь работы много. А когда родители начинают сокрушаться, то в этом сокрушении прогладывается простая мысль тех же детей: вы найдите престижную, хорошо оплачиваемую работу — тогда, может быть, соглашусь. И родители часто не отдают себе отчёт, что если для них ребёнок — это шедевр природы и уже высокий начальник, то для нанимателя — это просто один из тысяч, который ещё ничего не умеет.
Поэтому нужно в работе с теми ребятами, которые ищут, чтобы ничего не найти, сразу нужно ставить всё на свои места: вам работу или пьедестал с кошельком?
И в разговоре с ними нужно чёткие ставить акценты:
- Всё профессии требуют трудового освоения.
- Всякий труд — труден.
- Деньги платятся за результаты, а не красивые глаза.
- Работу ищет не только человек, но и работа ищет человека, который её будет знать и уважать.
Вывод: бессмысленно искать лёгких путей, нужно заставить себя пойти хотя бы по одному из них, после чего станет ясно, чего сам молодой человек представляет из себя.
А родителям как можно раньше заставлять детей трудиться, чтобы сформировать хотя бы семейную культуру труда, чтобы противостоять влиянию Сетей.