В прошлом году на российский рынок вышла книга Фредерика Лалу "Открывая организации будущего".
В этой книге автор рассказал о "Бирюзовых организациях".
Бирюзовые организации — это такие компании, которые:
- Предоставили своим сотрудникам максимальную свободу в принятии решений (от определения размера своей заработной платы до разработки стратегии развития бизнеса).
- Ушли от привычной иерархичной системы управления, сделали её максимально плоской.
- Постарались сделать своих сотрудников счастливыми.
Книга Лалу стала бестселлером. Примеры, описанные Лалу, были такими детальными и яркими, что начать жить по-другому захотелось многим. Сейчас мы наблюдаем страстное увлечение "бирюзой".
Возможно, вы не увидели это в книге Лалу, а возможно он об этом и не писал, но кроме постоянного праздника и свободы в бирюзовых организациях есть вот что:
- Очень-очень-очень тщательный отбор кандидатов. В такие компании берут только таких сотрудников, которые способны быть самостоятельными, учитывать интересы компании, а не только свои, ответственны (на деле, а не на словах). Денис Баке, основатель одной из бирюзовых организаций AES, приводит пример, как из 5 000 сотрудников одного из филиалов компании он оставил только 500! Эти 500 начали давать результат в 2 раза выше, чем раньше делали 5 000
- Чёткое понимание того, что компании нужна прибыль. Прибыль — не вопрос для обсуждения. Она просто должна быть. Всегда. Она нужна компании, как воздух. Без неё ничего нельзя сделать. "Выжившие", не ушедшие с рынка и не продавшиеся другим бирюзовые компании — очень прибыльны.
- Чёткая, конкретная, строго соблюдаемая система ценностей. Есть ответ на вопрос: "Зачем существует наша компания?" Есть нерушимые принципы работы, от которой основатели, руководители и сотрудники компании не отступают. Денис Баке рассказывает о том, что он несколько месяцев не мог получить инвестиции на развитие бизнеса, потому что в ключевые документы компании записал принципы её работы (честность, справедливость, удовольствие). Он не мог получить инвестиции, но принципы не поменял. Несколько раз Совет Директоров предлагал ему уволиться, акции АES несколько раз сильно падали. Баке остался верен принципам.
Итак, в "Бирюзовых организациях" идёт тщательный отбор сотрудников, они прибыльны и в основе их работы лежит прочная система ценностей — ответ на вопрос: "Зачем мы работаем?" Если вы не будете брать "тех самых" людей, считать прибыль и верить в свои ценности, вы не сможете построить ничего "бирюзового".
Большинство компаний не задумываются, что может случиться, если Вы начнёте внедрять "бирюзу" преждевременно, не обеспечив себе эти три ключевых фактора: людей, прибыль и ценности.
Не те люди
Вы можете предоставить вашим сотрудникам максимальную свободу. Воспользуются они ею в соответствие со своими представлениями об ответственности и результате.
Например, в одной известной "бирюзовой" продуктовой розничной сети, руководитель которой говорит о том, что во главе угла они ставят клиента, более свежее по дате выпуска молоко "прячут" за менее свежим Это делают "самостоятельные" продавцы в магазинах. Наверняка, они хотят как лучше…
Нет пронизывающей всю компанию направленности на результат
Если ваши сотрудники не знают, как обеспечить прибыль компании, не считают деньги компании, не ставят перед собой полезные для компании цели и не отвечают за них, то значит, они ничего не отдают Вашему бизнесу. Когда человек не умеет "отдавать", он будет только брать.
Мы видели компании, в которых за прибыль по-настоящему отвечал только генеральный директор, а остальная сотня или тысяча сотрудников просто "работу работала". Когда в таких компаниях начинала вводиться "бирюза", люди почти прекращали работать: они с удовольствием занимались переоборудованием офиса (чтобы в нем было радостно работать), улыбались коллегам, генерили новые "бирюзовые инициативы"… Одним словом, это был прекрасный, весёлый, душевный… детский сад! "Дети" иногда капризничали и требовали ещё добавить "бирюзы".
Нет системы ценностей
Зачем существует ваша компания? Могут ли сотрудники вашей компании ответить на этот вопрос одинаково?
Если вы не знаете, ради чего вы существуете, то у вас нет прочной основы для принятия решений:
- Дать клиенту скидку или не дать?
- Какого сотрудника взять на работу?
- Согласиться на идею сотрудника открыть новый филиал в другом городе?
- Расширять бизнес или нет?
Есть два пути, чтобы искать ответы на эти вопросы:
- В регламентах, инструкциях и зафиксированных планах компании.
- Опираясь на свои ценностные представления.
В "бирюзовых организациях" нет многочисленных инструкций (иначе не было бы и свободы), значит, должна быть прочная единая система представлений — "На основании чего я делаю тот или иной выбор?"
Если её нет, у вас и у ваших сотрудников не будет единой точки отсчёта.
Это приведёт к тому, что самостоятельные решения будут вызывать споры, долго не реализовываться или уводить компанию от её целей.