В любой системе, во всех процессах — от производства и сборки до гостиничного бизнеса, здравоохранения, транспорта и социальных служб — существуют скрытые потери. Определение и устранение этих потерь ежегодно сохраняет миллионы рублей тем организациям, которые регулярно оценивают свою деятельность по стандартам бережливого производства и внедряют программы бережливого производства в компании. Особенно актуальным внедрение бережливого производства в компании становится в условиях экономического кризиса. Опыт работы в течение 22 лет АНОО ДПО Дальневосточного центра производительности в компаниях показал, что только 28% ресурсов компании используются, чтобы достичь целей. Следовательно, 72% остающихся ресурсов тратятся впустую или неправильно используются. Этого достаточно, чтобы почти утроить производительность, используя ресурсы более эффективно. Отзывы наших постоянных клиентов подтверждают вышеприведённые факты. Программы совершенствования, программы бережливого производства необходимо организовывать в каждой организации. Что мешает повышению производительности ресурсов в компании?
- Отсутствие стратегического планирования и как следствие задач по совершенствованию в компании. У 80% компаний нет планов даже на 3 года.
- Плохая организация бизнес-процессов.
Например, элементарное использование системы 5S в компании, позволяет повысить конкурентоспособность на 30% и сделать предприятие привлекательным для инвестиций.
- Состояние сознания руководителя компании и сотрудников. Отношение к работе определяется нашим настроением. Если мы с любовью относимся к делу, работа выполняется качественно.
- В цепочке создания стоимости для клиента существуют проблемы с поставщиками и партнёрами. Кластерные технологии позволяют выстроить эффективную цепочку создания добавленной стоимости.
- Ориентация на прибыль. Удовлетворение потребностей клиентов должно быть главной задачей руководителя и сотрудников компании.
ДВ Центр Производительности последние годы работает над проектами внедрения "Бережливого производства" в различных предприятиях и компаниях Приморского и Хабаровского края: ОАО Дальэнергомаш, в ОАО Первой грузовой компании-г Владивосток, в ОАО Ратимир. На семинарах по "Бережливому производству", участвовали: представили ЗАО Рыболовецкий колхоз Восток-1, ОАО Амурский судостроительный завод, ООО Надежда-95, ООО Мартен, ОАО Сбербанк, ОАО ДЭК и других компаний. Обычно в ходе проведения семинара и внедрения проектов "Бережливое производство" возникают идеи по совершенствованию бизнес-процессов в компании, увеличению объёмов продаж и снижению затрат. В каждом проекте мы формируем у слушателей и сотрудников компании состояние сознания ориентированное на успех и совершенствование организации, оптимизируем бизнес-процессы и внедряем систему "Бережливого производства" и повышения производительности в компании.
Кадровое обеспечение и программы совершенствования
В настоящее время каждый руководитель думает о том, как сократить затраты, увеличить прибыль, повысить конкурентоспособность компании. Программы "Бережливого производства и повышения производительности" решают эти задачи и создают обучающуюся организацию.
На западе РФ активно внедряются программы "Бережливого производства". На Дальнем Востоке некоторые компании начали внедрять эти программы. АНОО ДПО Дальневосточный центр производительности осуществлял проекты в ОАО Первая грузовая компания и на ОАО Дальэнергомаш в Хабаровске.
Что такое "Бережливое производство"?
Бережливое производство — это устранение потерь по всей цепочке создания ценности для клиента, во всех сферах деятельности. Когда мы составляем и анализируем карту бизнес-процесса от начала и до конца мы обнаруживаем большое число потерь, обычно больше, чем действий, добавляющих ценность. Однако выявить потери — не значит избавиться от них.
Самое трудное — разработать систематический метод их постоянного выявления и устранения. Единичный случай ликвидации потерь может дать ощутимые результаты. Но лишь непрерывное совершенствование позволит добиться повышения конкурентоспособности компании.
Чтобы создать более совершенные системы, руководители должны заботится о формировании людей более высокого качества — сотрудников, которые способны построить такие системы.
Это произойдёт, если в компании будет формироваться самообучающаяся организация. Самообучающаяся организация это группа людей постоянно развивающих свои способности для создания собственного будущего. Самообучающаяся организация появляется там, где человеческие ресурсы становятся наиболее важным фактором производительности и целью инвестирования.
Две главные компоненты менеджмента — это поддержание и совершенствование. Под поддержанием понимаются действия призванные сохранять текущие технологические, управленческие и организационные стандарты. Под совершенствованием — действия, направленные на улучшение действующих стандартов.
Задачи менеджмента в рамках поддержания состоят в том, чтобы обеспечить каждому сотруднику возможность следовать СРП (стандартной рабочей процедуре или профессиональным стандартам).
Это значит, что менеджмент сначала должен определить политику, правила и процедуры, касающиеся всех основных операций, а затем следить, чтобы все использовали стандарты. Если люди не могут следовать стандартной процедуре, менеджеры обязаны их обучить их, либо пересмотреть и исправить стандарт таким образом, чтобы появилась возможность действовать в соответствии с ним. Обучение и дисциплина необходимы при поддержании.
Кайдзен — непрерывный процесс совершенствования, в который вовлечены все — высшие менеджеры, менеджеры среднего звена и рабочие. Кайдзен формирует способ мышления ориентированный на процесс (процессное мышление), и создаёт такую систему управления, которая поддерживает стремление сотрудников к совершенствованию, отмечая их усилия в этом направлении.
Процесс совершенствования предполагает: соблюдать стандарты и совершенствовать их с точки зрения клиента.
Совершенствование можно разбить на кайдзен и инновации. Кайдзен означает маленькие усовершенствования в ходе текущей работы, не меняющие статус-кво. Инновация представляет собой коренное преобразование, которое изменяет статус-кво и осуществляется в результате крупных инвестиций в новую технологию и оборудование Чем выше иерархический уровень менеджера, тем больше он должен быть занят вопросами совершенствования. Рабочий по мере приобретения опыта начинает вносить предложения по совершенствованию. Это происходит, если в компании существует культура открытости, когда каждый сотрудник может выявить проблему и дать предложения по совершенствованию.
Распределение рабочих функций менеджеров в ходе кайдзен следующее
Высший менеджмент внедряет кайдзен, как корпоративную стратегию. Менеджеры среднего звена устанавливают, поддерживают и совершенствуют стандарты. Формируют у сотрудников кайдзен — мышление через интенсивные программы обучения. Мастера используют кайдзен в функциональных ролях и разрабатывают планы для кайдзен, руководят рабочими. Рабочие занимаются кайдзен, подавая предложения и участвуя в работе малых групп. Постоянно совершенствуются, приобретая навыки решения проблем.
Результаты внедрения программ бережливого производства и кайдзен позволяют повысить качество и производительность. Там, где кайдзен используется впервые, менеджмент может без крупных капиталовложений добивается повышения производительности на 30, 50, 100 и более процентов.
Кайдзен помогает снизить точку самоокупаемости и делает руководство более восприимчивым к нуждам потребителя, выстраивая систему, которая принимает в расчёт его требования. Программы совершенствования повышают рентабельность и конкурентоспособность. Последнее является актуальным в ходе создания рыбохозяйственного кластера. Низкая конкурентоспособность компаний является препятствием для развития кластера.