В работе любой фирмы возникает очень много "почему". Почему цели бизнеса достигаются с таким трудом или не достигаются вовсе? Почему руководители и сотрудники вынуждены выкладываться и "пахать" для выполнения планов и проектов, привлечения и удержания клиентов, внедрения инноваций, развития бизнеса, роста прибыли, да и просто для выживания компании?? Почему растут издержки и цены на нашу продукцию или услуги? Почему пропадают конкурентные преимущества и уходят клиенты? Почему теряется время и не хватает восьми часов в день и пяти дней в неделю, чтобы выполнять свою работу? Почему все так сложно?
Кто виноват? Законы, удушающие бизнес? Коварные конкуренты, готовые сожрать вас в любую минуту? Жадные чиновники, стремящиеся навечно присосаться к вашей фирме? Тупые клиенты, сами не понимающие, чего они хотят, и не желающие расставаться со своими деньгами? Наглые поставщики, не выполняющие своих обязательств, но требующие полной предоплаты? Правительство, дума, президент?
А, может быть, все-таки стоит поискать причины недостижения целей и низкой эффективности работы внутри самого предприятия? Боюсь, что результаты такого поиска для многих компаний окажутся безрадостными. Если хорошенько разобраться, то мы увидим, что практически в любой организации происходит множество явлений и процессов, мешающих достижению целей бизнеса. Самая главная причина — это отсутствие чёткой формулировки целей. Как стратегических, так и оперативных. А что говорить о миссии и видении компании? Это, вообще, экзотика для большинства компаний. А там, где это есть, лучше бы не было. Плакать хочется. Но предположим, что цели бизнеса сформулированы, одобрены и до всех доведены. Это, кстати, тоже редкость. Но допустим. А что дальше? А дальше, чаще всего, ничего. Но ведь цели надо как-то "спустить вниз", т.е. передать на уровень подразделений и сотрудников, что бы они начали над ними трудиться. Предположим, что это тоже как-то сделано. Но и на этом беды не заканчиваются…
А потом происходит масса различных феноменов, приводящих к тому, что реальные результаты не совпадают с целями организации. Почему? Потому, что:
- руководители часто не могут грамотно поставить цели и задачи для своих сотрудников;
- какие-то цели просто не "доходят" до исполнителей, а "застревают" где-то на верхних уровнях управления;
- подчинённые по-своему "понимают" свои цели, накладывая на них свой личный интерес;
- снижаются исполнительская дисциплина и мотивация работников;
- пышным цветом расцветают бюрократия, интриги, клики и борьба за власть в организации;
- структура "господствует" над функцией и мешает нормальной работе организации;
- развиваются межличностные и позиционные конфликты;
- усугубляется внутрифирменная автаркия, подразделения и работники замыкаются на узких "ведомственных" интересах и т.д.
Все это приводит к "рассеиванию" целей бизнеса. Поэтому они и не достигаются. Или достигаются, но не полностью или ценой титанических усилий и перегрузок руководителей. Что же с этим делать? Пустить все на "самотек"? Но это означает, угробить либо свою организацию, либо собственное здоровье. Но, к счастью, решение есть. Это метод управления по целям (MBO — Management By Objectives).
Применение метода управления по целям в повседневной управленческой практике:
- "укрощает" рассеивание целей бизнеса через точную и последовательную передачу общефирменных целей на все уровни организации;
- разрушает энтропию и создаёт организационный порядок;
- "принуждает" руководителей и сотрудников к эффективной работе посредством чёткой постановки и оценки выполнения задач с помощью ключевых показателей деятельности (KPI);
- вскрывает и уничтожает разнообразные негативные явления, мешающие нормальной работе и достижению целей компании;
- укрепляет исполнительскую дисциплину и повышает мотивацию персонала;
- облегчает жизнь и работу руководителей;
- обеспечивает выживание и успех организации.
Об этом и пойдёт речь в статьях рассылки. Она предназначена, прежде всего, для людей бизнеса: собственников и руководителей предприятий, финансовых директоров и менеджеров, директоров по персоналу и HR-специалистов, а также всех тех, кто стремится к совершенствованию управленческого мастерства и страстно желает достижения поставленных целей и эффективной работы своего предприятия.
Прочитав мои статьи, вы узнаете, как правильно:
- формулировать видение, миссию и цели организации,
- определять служебные функции руководителей и сотрудников,
- разрабатывать ключевые показатели деятельности (KPI — Key Performance Indicators) для различных должностей в своей компании,
- оценивать работу предприятия и сотрудников по KPI,
- использовать различные методики оплаты по результатам работы (PRP — Performance Related Pay).
В выпусках рассылки описаны не только теоретические концепции управления по целям, но и пошаговая практическая методика, готовая к использованию и внедрению в любой организации. Эту методику я называю технология KPI-Pro — профессиональный подход к разработке системы KPI. Вы получите в своё распоряжение набор эффективных рабочих инструментов — от разработки стратегического видения и сбалансированной системы целей предприятия, до конкретных методик оценки результатов сотрудников и расчёта оплаты труда на основе KPI. Вы можете их просто взять и начать внедрять в своей компании. Если же у вас возникнут трудности или вопросы, то вы можете в любой момент задать вопрос автору: olegkulagin@mail.ru.
Описанная технология реализована в программно-методическом комплексе KPI-Excel, предназначенном для разработки и внедрения системы KPI и оплаты по результатам работы на предприятиях малого и среднего бизнеса.