"Беспокойство и страх — это сорняки, которые душат жизнь. Работай с оптимизмом и решимостью, и ты преуспеешь. Всегда старайся превратить проблемы в возможности — это условие успеха. Ищи способы не дать своим мечтам увянуть", — Лао-цзы, основатель даосизма, VI в. до н. э.
На дворе апрель 2015 года. Весна все ещё никак не войдёт в полную силу. На улице лёгкий морозец и замечательное яркое солнце. Когда на улице такая погода — я просто переполнен позитивом — дела решаются легко и быстро, и мне кажется, что нет ни одной задачи, которая представляла для меня серьёзную сложность. Я иду по улице и улыбаюсь людям. Но далеко не все улыбаются мне в ответ.
Я знаю причину. Вернее я знаю две причины. Первая — мы в России народ серьёзный и даже себе в зеркале улыбаемся редко. А вторая — время тяжёлое — кризис.
Итак, кризис. Как сделать так, чтобы даже в кризис ваш бизнес оставался конкурентоспособным и привлекал новых клиентов. Я, наверное, буду говорить банальные вещи, но я сам убедился, что они работают.
Для начала задумайтесь о том, что кризис — явление психо-экономическое. Я бы определил это соотношение как 60/40. 40% содержания кризиса — это реальные проблемы в экономике и 60% — это то, как мы их принимаем и какие стратегии создаём исходя из нашего принятия. Поэтому выражение "кризис у нас в головах" имеет очень понятную и устойчивую платформу. Основные стратегии, которые мы используем в кризис это: выжидание, сохранение и сокращение. Да, они имеют право на жизнь. Возможно, даже, используя их вам удастся пережить кризис.
Но что потом? Подняв голову из окопа вы вдруг обнаруживаете, что растеряли весь рынок, и с вашей клиентской базой работают молодые и дерзкие, которые во время кризиса сумели предложить интересные условия и варианты работы. Это вам надо?
Уже сейчас есть факты того, что разное отношение к кризису даёт разные результаты. Недавно я был на большом мероприятии, которое устраивал Альфа-банк, и в разговорах с предпринимателями, директорами и владельцами бизнесов, убедился в том, что позитивное отношение к переменам даёт положительный результат. Несколько компаний, на удивление мне, даже озвучили, что наблюдают рост продаж по отношению к такому же периоду прошлого года. На моё возмущённое "не может быть" они все приводили аргументы, связанные с отношением к переменам и поиском новых возможностей.
Глубоко обработав их опыт и опыт компаний, сделавших рывок во время кризиса я обнаружил стратегию, которую и предлагаю вашему вниманию.
Первое: признайте то, что окружающий вас мир изменился: нет легкодоступных кредитов, происходит сокращение потребительского спроса, возможна задержка платежей, становиться меньше импортных товаров и т.д. — список может быть длинным, но суть одна — мир стал другой. Хорошо это или плохо — будет зависеть от вас, но работать так же как вы работали раньше однозначно уже не эффективно.
Поэтому, вы очень чётко для себя должны определить кто вы на этом рынке и каковы ваши стартовые возможности. Да, именно стартовые — другой мир — другой бизнес. Как это сделать? Самый простой способ: Swot-анализ, на реальных замерах с рынка.
Второе, что вы можете сделать — это принять тот факт, что кризис — это время возможностей. Это очищение, слабые уходят, появляются новые свободные ниши для работы, идеи об улучшении бизнеса наконец-то находят благодатную почву. Соберитесь со своими партнёрами, или с командой и проведите мозговой штурм, какие возможности вы можете получить в этом году. После этого создайте очень подробную визуальную картинку в виде проекта, презентации, рисунка или описания(выберите сами, что вам ближе) — мой бизнес через год — в апреле 2016 года.
Переведите это в реальные цели по методике Smart или К.О.Н.Э.Ц Третье. Теперь у вас есть, куда двигаться. Это Ваша десятка на десятибалльной шкале. Вспомните, где вы сейчас (ещё раз вернитесь к результатам swot-анализа). И определите интуитивно, где вы сейчас на шкале от 1 до 10.
Теперь подумайте, что представляет для вас путь до описанной вами десятки. Пропишите это подробно в виде конкретных и срочных мероприятий. Теперь определите, что вы можете сделать для достижения этой цели в течении ближайших 72 часов.
Всё. Вам больше некогда думать о кризисе. У вас впереди время огромных возможностей.
Удачи!